"Я суть абстрактный мечтатель": что писал в своих дневниках великий Олег Даль

Олег Иванович Даль (1941-1981) - советский актер театра и кино. Он был любимцем большого количества зрителей благодаря его ролям в фильмах. Однако в первую очередь он был артистом театральным.

Образы, созданные Олегом Далем, весьма своеобразны и вместе с тем узнаваемы. Этот артист отличался необычайной широтой творческого диапазона. Он с большим мастерством изображал и героев сказок, и персонажей трагедий. Для Олега Ивановича были характерны такие качества, как остроумие и интеллигентность. Они проявились сразу же после первого его появления на театральной сцене и экране.

Олег Даль был очень требователен и к себе, и к окружающим. При выборе ролей он был чрезвычайно разборчив. Режиссеры звали его сниматься наперебой, однако гораздо чаще с его стороны следовали отказы, нежели согласие. Помимо прочего Олег Иванович Даль писал стихи, был автором театральных постановок, в последние годы жизни преподавал во ВГИКе. Большой интерес сегодня представляют его дневники, в которых можно найти множество мудрых мыслей.

Об искусстве, литературе, культуре

Олег Даль считал, что искусство должно быть символичным и в то же время достоверным.

Что мы должны видеть, воспринимать, ощущать через фильм? Прежде всего, через несовместимость естественности и неестественности фильм должен родить некий образ. Символ. Тогда это искусство. Режиссер должен держать мое сердце, но чистыми руками. Он должен вливать в меня свое ощущение горечи и радости, и я не буду ему сопротивляться, потому что доверяю ему и даже потому что я этого хочу. В фильме все должно быть достоверным, но это будет прекрасным, если достоверность станет символом.

По поводу литераторов он писал, что те должны относиться к своему творчеству со священным трепетом.

Писатель как священник. Он должен испытывать по отношению к своей работе такие же чувства.

Олег Иванович критиковал негативные моменты в управлении искусством в нашей стране, а также возмущался падением уровня культуры в обществе. Вот что он писал по этому поводу в своих дневниках.

Какая же сволочь правит искусством. Нет, наверное, искусства остается все меньше, да и править им легче, потому что в нем, внутри, такая же ленивая и жадная сволочь.

Деградация прогрессирует.

Малокультурье - суть обязательно мещанство. Воинствующее мещанство - непременно мини-фашизм.

О себе самом

Однако актеру было свойственно не только критиковать окружающих. Он также был склонен и к самокритике. Он писал, что совершал отвратительные поступки и стремился избавиться от своих недостатков.

В грязи не вываляешься - чистым не станешь. Может быть, в этом и есть смысл, но не для меня. Не надо мне грязь искать на стороне, ее предостаточно во мне самом. На это мне самому стоит потратить все мои силы, то есть я имею в виду искоренение собственной гнуси. Все мои отвратительные поступки - абсолютное безволие. Вот камень, который мне надо скинуть в пропасть моей будущей жизни.

Даль считал, что человек должен прислушиваться к замечаниям и делать из них полезные выводы.

Ни в коем случае не отметать посторонних замечаний и предложений, напротив, принять их в себя, как почва принимает зерно. Зерно здоровое даст ростки! Нездоровое умрет!

По мнению автора дневников, нужно идти вперед, развиваться, наполнять себя новыми знаниями, так как в противном случае можно стать никому не интересным.

Нельзя повторять одно и то же. Нельзя клясться и божиться об одном и том же. Станешь проституткой. Станешь пустым ведром, в которое не выбрасывают мусор. Даже!

Самого себя Олег Даль считал неисправимым мечтателем.

Я суть абстрактный мечтатель. Таким родился, таким был всегда и, видимо, таким останусь.

Пессимистические мысли

Время от времени артисту было свойственно впадать в беспросветный пессимизм. Его охватывал ужас, он терял ощущение реальности и не видел ни в чем удовольствия. Это касалось даже работы, столь им любимой и занимавшей огромное место в его жизни. Об этом свидетельствуют следующие записи в его дневнике.

Ужас. Вот, на мой взгляд, движитель всей жизни этого города. Ему подчинено все и вся. Рождение, существование, любовь, ненависть и смерть. Он проникает в жизнь людей незаметно для них и перерождает их.

Бывают такие периоды, когда, долго соприкасаясь с чуждым тебе миром, теряешь ощущение истинной своей реальности, и она растворяется и уходит из твоего сознания, становясь недосягаемой. Твое «я» истекает из тебя, и та, настоящая твоя жизнь становится чьей-то, но не твоей. Наверное, подобное испытывает человек, умирающий страшной, нелепой, смешной и глупой смертью.

Работа не приносит мне удовольствие. Мне даже странно, что когда-то я считал ее для себя всем. Вернее, она заменяла мне все. Вернее, все было в ней. Было. Работа осталась, а все, что ее наполняло, умерло. Или ушло. Или переродилось. Вот и верь диалектике. Содержание исчезло, а форма осталась. Она даже не стала другой. Она осталась как старый дом, из которого уехали люди.

Даль как философ

Когда Олега Ивановича оставлял пессимизм, он обращался к философским размышлениям. Он писал о сложности человека и жизни.

Прошлое живет своей отдельной жизнью, словно дикий орешник.

Заставь себя никогда не вспоминать о потерянном.

Человек себе не принадлежит. Человек - принадлежность общая.

Человек сложен. Иногда это звучит гордо, но чаще это звучит сложно.

Мысль - суть глаза, обращенные внутрь себя.

Стакан должен быть всегда полупустым, дверь — полузакрытой.

Ознакомившись с некоторыми записями из дневников актера, можно сделать заключение о том, что он был тонким и глубоким человеком.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы являетесь поклонником таланта Олега Даля?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.