Оставлял "Волгу" за углом, чтоб никого не смущать: правила жизни А. Папанова

Анатолий Дмитриевич Папанов (1922-1987 гг.) известен в качестве советского актера театра и кино, театрального педагога и режиссера, лауреата премий в области искусства. Он был невероятно любим зрителями, в том числе и за комедийные роли.

Как вспоминали его близкие, Папанов много, подробно и весьма увлеченно говорил о своей работе, профессии, искусстве. А также он любил вспоминать о людях, которых встречал в разное время. Из этих разговоров можно было узнать многое и о нем самом, ознакомиться с его взглядами, пристрастиями, принципами, правилами жизни.

Анатолий Дмитриевич был весьма серьезным, умным, интеллигентным человеком. Его высказывания проникнуты жизненной мудростью. Вот некоторые из них, а также воспоминания о нем.

Очень скромный и интеллигентный человек

Режиссер Александр Прошкин, снявший фильм "Холодное лето пятьдесят третьего", где Папанов сыграл роль Копалыча, вспоминал, что тот совсем не был похож на знаменитость. Он тяготился своей узнаваемостью, и ему было чуждо все, что ее могло подчеркнуть. Он носил невзрачную одежду и темные очки.

В Анатолии Дмитриевиче не было ничего показного. В отличие от других, он также не демонстрировал и свою интеллигентность. Но сквозь его внешнюю простоватость могла неожиданно прорваться цитата из стихов Тютчева или что-то вроде этого. При этом сам Анатолий Папанов не ставил интеллектуальные способности во главу угла, если они проявлялись у бессовестного человека:

Можно быть интеллектуально развитым, можно быть кем угодно, но если человек бессовестный, то уже для меня... будь он семи пядей во лбу... для меня этот человек не существует, я его не уважаю.

Еще одним подтверждением небывалой скромности Анатолия Дмитриевича является рассказ Юрия Никулина. Заработав деньги на машину, Папанов еще долго мучился, пока приобрел ее. А Юрий Владимирович его подталкивал, отмечая, что он имеет право, ведь он заслуженный воин. А тот со свойственной ему скромностью говорил коллеге в ответ:

Ну вот, я буду этим козырять?

Когда он все же приобрел автомобиль, однажды Андрей Миронов спросил, где он. Папанов, смутившись ответил:

Я оставляю ее за углом, а то увидят молодые актрисы, у них колготочки заштопаны, подумают: а у него, понимаешь, «Волга».

Любовь к мультфильмам

Всесоюзную славу Папанову принесло озвучивание Волка в мультфильме "Ну, погоди!" По воспоминаниям режиссера-мультипликатора Вячеслава Котеночкина, популярность актера в связи с Волком можно назвать из ряда вон выходящей. Ее рассматривали как "феномен Папанова в истории киномультипликации". Артиста узнавали на улице, тогда как на экране его собственного лица не было.

Сам Папанов с большой теплотой относился к мультфильмам. Он считал, что участие в них требует от артиста большого мастерства и в то же время очень много дает ему, так как здесь наблюдается огромное разнообразие персонажей. А это для актера представляет большую ценность. Вот как Анатолий Дмитриевич говорил об этом:

Мультфильмы - самое доброе искусство.

Мультфильмы требуют и творческого поиска, и мастерства. Допустим, нужно озвучить Чудище гороховое о семи головах. Но каким оно должно быть? Этого не знает никто. Или, к примеру, Водяной. Или Фонарный столб, Бульдозер… А будут они такими, какими я их сделаю. И изобразительное средство тут одно - голос. Работа в мультфильмах многое дает. Однажды я сыграл роль грузовика-самосвала. Мой самосвал плачет в фильме крупными слезами. Очень хорошая и драматическая роль. Я играл и Змея Горыныча, и Обиженного Котенка, и Старую Муху, и Дверную Ручку. Просто кладезь для актера.

Анатолий Папанов считал этот жанр довольно серьезным для артиста, как и другие виды искусства:

Но хоть мне и кажется порой, что Волк «съел» мои прочие роли, мультипликацию все равно люблю и отношусь к ней не менее серьезно, чем к работе для взрослых.

Трепетное отношение к ролям

Анатолий Папанов с большой любовью относился к своей профессии, к каждой роли. Он даже сравнивал роль с семьей, в которой много членов, и каждый из них по-своему дорог, имея в виду различные грани создаваемого образа. И даже если роль отрицательная, она не меньше привлекает внимания, мыслей, творческой работы:

Каждая роль - это семейство, что ли. Любой участок режь - любой больно. Любая роль, она семья твоя. Круг твоих знакомых, хороших, добрых, которым ты отдаешь своим мысли, свои надежды, свои чаяния. Облагораживаешь их, либо уничтожаешь. Или, если это отрицательная роль, стараешься найти какие-то наиболее резкие, точные краски, разоблачающие. И все равно это предмет твоих мыслей, предмет твоих наблюдений, предмет твоего творчества. Каждодневного тренажа и каждодневной творческой работы.

А. Д. Папанов считал, что артист должен быть многогранен и уметь проявлять себя в разных жанрах:

Единство творчества я вижу в искусстве театра, кино, телевидения, эстрады. Четыре музы, а ты один...

По его мнению, в искусстве важен не внешний антураж, не всевозможные изыски, призванные поразить зрителя. Главное, чтобы актер вкладывал в него душу и сердце:

Не слишком ли мы иногда увлекаемся внешней формой, заумными изысками, эффектными трюками? Поменьше бы бижутерии в искусстве, поменьше блесток - побольше души и сердца.

По мнению Анатолия Дмитриевича, нужно, уважая авторитеты, в то же время давать дорогу молодым:

Актер выходит в тираж так же, как исписывается автор, художник, композитор. Это естественный процесс. Поэтому состав актеров в мультипликации, на радио, на телевидении надо постоянно расширять.

Война научила ценить жизнь

Папанов, будучи участником ВОВ, никогда не забывал своих боевых товарищей. Он говорил, что война научила ценить жизнь. Вот его слова по этому поводу:

Есть страшная статистика: из каждой сотни ребят моего поколения, ушедших на фронт, домой возвратились лишь трое… Я так ясно помню тех, кто не вернулся, и для меня слова «за того парня» звучат уж никак не отвлеченно…

Лично я не стал бы называть войну школой. Пусть лучше человек учится в других учебных заведениях. Но все же там мы научились ценить Жизнь - не только свою, а ту, что с большой буквы. Все остальное уже не так важно…

Анатолий Дмитриевич находился на фронте с первых дней войны. В 1942-м в окружении под Харьковом он был тяжело ранен в правую ногу и стал инвалидом III группы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы являетесь поклонником таланта Анатолия Папанова?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.