Для наших современников сентябрь — это девятый месяц в году. Однако так было не всегда. Согласно староримскому календарю, он шел по счету седьмым (отсчет года начинался с марта). Само название «сентябрь» имеет византийские корни. Оно произошло от латинского слова «septem», которое дословно переводилось как «семь». В 1700 году Юлий Цезарь провел реформу, согласно которой в силу вступал юлианский календарь. В нем сентябрь шел по счету девятым, однако свое название сохранил.
В народе этот месяц называли вереснем — именно в начале осени начинал буйно цвести вереск, широко распространенный на Руси. Часто встречалось и название «ревун». В начале осени было похолодание, ревел ветер, хлестали крупные капли дождя. Скотина, подгоняемая непогодой, волновалась и ревела.
Бабье лето
Бабьим летом часто называют длительный теплый период после небольшого похолодания.
Словарь Брокгауза и Эфрона гласит, что бабье лето выпадает на первую декаду сентября (с 1 по 10 число). Этот временной отрезок характерен тем, что в воздухе летают тонкие нити паутины.
В словаре Даля говорится, что бабье лето приходит 1 сентября в день Симеона Летопроводца, а заканчиваться может 8 сентября (на Осенины) или 14 (на день Воздвижения).
Для женщин это время было настоящим праздником, так как основные полевые работы были уже закончены. В древности даже ходила поговорка :«Кому работа, а бабам и в августе праздник».
У западных славян в мифологии упоминается персонаж Пряха, которая сидит на Луне и работает за прялкой. Считалось, что легкие паутинки, летающие в воздухе, это нити, которые Пряха роняет на землю. Это было напоминанием о том, что женщинам вскоре предстоит садиться за прялку.
Начало нового года
Некоторое время на Руси Новый год отмечался 1 сентября. Такая традиция сохранялась с конца XV до конца XVIII века. В этот день крестьяне праздновали окончание работы в поле.
В Ветхом Завете 1 сентября считался праздничной датой. В этот день было принято отдыхать от житейских забот. Грязную работу старались выполнить заранее. По аналогии с этим днем был утвержден и светский праздник. Большинство жителей Руси начинали это утро в храмах.
Брусничник, Листопадник и Овсяница
Луппа Солунский — это святой, живший в начале IV века. День его поминовения 5 сентября. В народе эта дата была известна как Лупов день или Брусничник. К этому времени в лесах поспевала брусника. Встречать 5 сентября было принято ягодными пирогами. Считалось, если брусника к этому дню уже стала сочной и сладкой, то самое время собирать урожай овса.
Тита Листопадника все православные почитают 7 сентября. В этот день было принято ходить за грибами. Люди говорили: «Святой Тит последний гриб растит». Согласно примете, большой урожай грибов, собранный в этот день, означал холодную суровую зиму.
День великомученицы Натальи православная церковь отмечает 8 сентября. Этот праздник также называли Овсяницей, так как именно 8 сентября собирали урожай овса. Первый сноп непременно ставили дома перед иконами. Традиционными угощениями на Овсяницу были толокно и овсяные блины.
Осенины
Осенины — главный осенний праздник на Руси, который отмечали трижды (14, 21 и 27 сентября). Эта дата имела и другие названия: Праздник урожая, Оспожинки, Матушка-Осенина, Огородичен день. В первый день празднования люди ходили в церковь, где благодарили за богатый урожай Богородицу.
Вечером вся семья собиралась за праздничным столом. Хозяйки старались накрыть пышный стол, который символизировал достаток и богатство. Главным угощением был каравай из муки нового урожая.
Вечером 14 сентября обязательно проводилось обновление огня. Глава семьи гасил в печи старый огонь и разводил новый. Это было символом обновления жизни. Дымом от нового огня окуривали жилища и хлева. Так обитатели дома защищали себя от бед и злых духов.
15 сентября прекращались полевые работы. Люди начинали заниматься домашними делами.
Второе празднование осенин (21 сентября) сопровождалось гуляньями и песнями. Теплая сухая погода в этот день обещала погожую осень. В Православном календаре в эту дату празднуют Рождество Богородицы, которая олицетворяла продолжательницу рода, мать-землю. С утра девушки надевали нарядные сарафаны и отправлялись к водоемам. Они оставляли на берегу овсяный хлеб и кисель, приговаривая:
Пречистая Богородица, избави от маяты, надсады, от других отведи, мое житие-бытие освети!.
В этот день также навещали родителей и вспоминали усопших родственников.
Третьи осенины совпадали с днем Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. Ходить в лес строго запрещалось. Люди верили, что медведь в это время готовит себе берлогу, а заплутавшего путника могут утащить под землю змеи. 27 сентября принято было мастерить защитный крест. Его вырезали из древесины или складывали из рябиновых веток. Такой оберег вешали в хлеву, амбаре и избе.
Именно на третьи осенины начинали заготавливать капусту. Ходила поговорка:
На Воздвижение у доброго молодца капуста у крыльца.
23 сентября православные христиане почитают святых апостолов Петра и Павла, которых в народе называют Рябинниками. В этот день поспевает данная ягода. Наши предки развешивали рябину под крышами изб, считая, что она защитит от злых сил. Девушки мастерили куклу-рябинку, использовавшуюся в качестве оберега. Люди смотрели, сколько поспело рябины. Если мало, значит, зима будет теплая.
28 сентября вспоминают святого Никиту Готского. В народе его называют Никитой Гусятником. В этот день стригли овец, из шерсти которых делали валенки и чулки. также в этот день провожали птиц, улетающих в теплые края.
Похороны мух
В сентябре было принято играть свадьбы. Они сопровождались смотринами, гуляньями, хороводами и пышными застольями. Если же у девушки не складывалась личная жизнь, ей советовали устроить похороны мух.
Для этого шуточного ритуала девушки делали из моркови или репы маленькие гробы, укладывали в него горсть пойманных мух и с причитаниями выносили из избы. Для такой процессии выбирали свой лучший наряд.
Смысл заключался в том, что на погребальную процессию приходили не только девушки, но и неженатые парни (устраивались смотрины). Нередко после таких совместных гуляний молодые играли свадьбу.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание