Велосипед как полноценный городской транспорт. Почему в России он недостаточно развивается

Для большинства городов Европы велосипед давно стал основным транспортом. Даже для деловых поездок его использует четверть жителей. Но в России добираться на велосипеде на работу или учебу граждане пока не спешат. Почему? Причин много — от недостаточно развитой инфраструктуры до отсутствия привычки вести здоровый и активный образ жизни. О том, удастся ли переломить ситуацию и хотят ли россияне этих перемен, и пойдет речь ниже.

Города не рассчитаны на велосипедистов

Велосипедное движение в России идет пока медленно и словно по замкнутому кругу. Чиновники готовы вкладывать деньги в инфраструктуру только при большом проценте велосипедистов на городских улицах, но те, в свою очередь, ждут, пока появятся условия и не выезжают в город. Это и понятно: если вокруг не обустроено никакой инфраструктуры, пользоваться этим транспортом очень проблематично. Велосипед даже попросту негде безопасно припарковать, не говоря уже об остальном сервисе.

По данным опроса, около 80% россиян с удовольствием ездили бы на двухколесном транспорте, если бы в городах создавались для этого хотя бы элементарные условия. Пока его используют только для отдыха, как спортивный инвентарь. Специальные дорожки проложены лишь в крупных парках, поэтому конкуренцию личному автомобилю велосипеды пока составить не могут.

Как обстоят дела в столице?

Еще в 2013 году в Москве началось развитие велодвижения, но запала местных властей хватило лишь на три года. В 2016 году прекратилось строительство велодорожек, а после чиновники открыто заявили, что не видят смысла вкладывать деньги в то, что не пользуется спросом у горожан. Также имело место массовое противодействие автомобилистов, в итоге которого велополоса на Мытной улице превратилась в длинную парковку.

Сегодня в Москве иногда строят, разве что, временные велополосы. Всего на весь мегаполис по бумагам приходится 900 км велодорожек, но активисты говорят, что в эту цифру включили также полосы для общественного транспорта. Использовать их велосипедистам не только неудобно, но и опасно, ведь они не могут конкурировать по скорости и габаритам с общественным транспортом и машинами такси.

В Мосгордуме несколько раз вносились предложения по развитию велоинфраструктуры, но всегда отклонялись. По подсчетам движения «Веломосква», только 110 км дорожек в городе спроектированы по всем положенным нормам. Остальные просто размечены краской на узком тротуаре. В городе открываются новые станции проката, но их все равно очень мало. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов не раз заявлял, что велосипед – это не транспортная альтернатива, а просто средство для прогулок. Но число велосипедистов все равно растет, хотя и нет должного развития инфраструктуры.

Велоинфраструктура в Санкт-Петербурге

Четыре года назад в городе началось активное строительство велоинфраструктуры, но на данный момент работы остановлены. Всего в северной столице 126,5 км велодорожек, что очень мало. Чтобы понять масштабы, достаточно назвать протяженность автодорог в городе — 3,3 тыс. км. Инфраструктура для велосипедистов появляется медленно, ее катастрофически не хватает, а чиновники не спешат видеть в этом проблему.

Еще несколько лет назад в Петербурге работал единый велосипедный прокат, но его закрыли под видом «недостаточной востребованности». Частные прокатные сервисы в городе есть, но там большим спросом пользуются самокаты, ведь с ними проще обходиться без нужно инфраструктуры. Частники за свой счет устанавливают парковки, также этим вопросом озаботились многие владельцы ресторанов, кафе, бизнес-центров. Однако они заявляют, что нередко их заявки в Комитете по имущественным отношениям рассматривают месяцами.

Даже пандемия не помогла

С приходом пандемии в главных мегаполисах общественный транспорт заметно опустел. Люди озаботились вопросом социального дистанцирования и пересели на личные авто и велосипеды. В России первыми о проблеме заявили члены велосообщества Петербурга, предложив властям открыть хотя бы временные велополосы на время ковидных ограничений. Инициатива быстро приобрела общероссийский масштаб, активисты даже направили письмо президенту.

Администрация Петербурга в итоге предложение велоактивистов отвергла, сославшись на утвержденный заранее план. Департамент транспорта Москвы открыл городской велопрокат, но по факту пользоваться им могли только волонтеры. В Краснодаре же власти, наоборот, закрыли все шеринговые сервисы на время локдауна. И все это на фоне противоположных мер, принимаемых по всей Европе и в США, где возможности для велосипедистов постоянно расширяются.

Специалисты ВОЗ даже выпустили специальную памятку «Передвижения по городу во время вспышки COVID-19», в которой гражданам рекомендуется использовать велосипеды как лучшее средство достижения идеальной социальной дистанции. Мэрия Берлина выпустила методичку по расположению временных веломаршрутов, а парижские власти организовали временную велоинфраструктуру. Министр транспорта Франции выделил на развитие велодвижения в стране 20 млн евро. Во всем мире велодвижение стремительно развивается, но Россия пока отстает довольно значительно, и пока неясно, изменится ли ситуация в ближайшем будущем.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы тоже хотели бы пересесть на велосипед, но нет такой возможности?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.