Филиппины пострадали из-за популярных блогеров: острова не справляются с наплывом туристов

Вряд ли даже сами создатели социальных сетей подозревали о том, как сильно изменится мир из-за их детища. К сожалению, речь сейчас пойдет совсем не о переменах к лучшему. «Инстаграм», который задумывался просто как приложение для обмена фотографиями с друзьями, стал крупнейшей платформой для зарабатывания денег. Ради популярности и дохода, который она приносит, блогеры путешествуют и выкладывают привлекательные фотографии. Их подписчики смотрят на красивые картинки и тоже хотят туда попасть, тоже сделать и выложить классные снимки. Это приводит к тому, что места, бывшие ранее малоизвестными, резко обретают популярность.

Грустная история острова Боракай

Небольшие города и острова по всему миру, но особенно сильно это касается Филиппин, не имеют достаточно развитой инфраструктуры, чтобы справиться с внезапно возросшим потоком туристов.

Остров Боракай когда-то считался одним из самых живописных мест в мире. Затем его популярность из-за публикаций в «Инстаграме» резко возросла, его стали посещать по нескольку миллионов человек в год. В итоге он превратился в выгребную яму. Именно такими словами Боракай назвал президент Филиппин.

Последней каплей стало попавшее в Сеть и ставшее вирусным видео, на котором показано, что сточные воды сливают прямиком в океан. В 2018 году остров на полгода закрыли для туристов полностью. Во время проверки инспекторы насчитали более 800 экологических нарушений. Шесть месяцев потребовалось для наведения порядка, но эксперты по туризму говорят, что остров так и не восстановлен до конца после того урона, что ему нанес массовый туризм.

Именно этот случай ярко проиллюстрировал тот факт, что филиппинские острова, ставшие чрезвычайно популярными из-за деятельности инстаблогеров, совершенно не подходят для массового туризма.

Аналогичная история произошла и с тайским островом Пхи-Пхи. Ему всплеск ненужной популярности обеспечили не блогеры, а выход в 2000 году фильма «Пляж».

Страх упустить что-то

Социальные сети провоцируют у людей развитие состояния, которое психологи называют страхом упустить что-то (FOMO). Человеку кажется, что все вокруг живут полноценной жизнью, пока он застрял в рутине, из-за этого начинает одолевать тревога. FOMO называют болезнью XXI века. Огромную роль в формировании у людей этого тревожного и неприятного состояния играют именно социальные сети и популярные блогеры.

При виде красивых картинок с пальмами и бесконечными пляжами человек немедленно чувствует желание отправиться в это райское место и отдохнуть там от офисной рутины. Нередко путешествия совершаются даже не ради удовольствия от поездки или посещения нового места, а только для того, чтобы было что выложить в Сеть.

Резкий рост популярности

С момента создания «Инстаграма» было написано свыше 24 млн постов с хэштэгами, упоминающими Филиппины. Все это способствовало популяризации страны как в местном, так и в глобальном масштабе. В последние годы наблюдается устойчивый рост туристического потока на Филиппины. Доходы от туризма – это третья по размеру статья дохода в бюджете страны. Туристические агентства говорят о взлете интереса к Филиппинам с 2010 года. Как сообщил руководитель одного из агентств, бывают случаи, когда определенные фотографии или видеоролики становятся вирусными, после чего резко взлетает количество бронирований на год или даже два вперед.

Проблема с блогерами

Казалось бы, для Филиппин это невероятная удача, ведь массовый туризм способствует экономическому росту страны. Но печаль ситуации состоит в том, что в стране инфраструктура не развита настолько, чтобы выдерживать скачки популярности. Особенным кошмаром это становится для маленьких островов.

Нередко популярные блогеры требуют, чтобы их бесплатно размещали в отелях в качестве своеобразной платы за публикацию в «Инстаграме». Местные компании на острове Сиаргао недавно выступили против такого поведения блогеров и опубликовали в социальной сети «Фейсбук» официальное обращение: «Мы получаем очень много сообщений от инстаблогеров с предложениями о сотрудничестве. И мы хотели бы объявить, что не заинтересованы в этом. Если вы хотите есть, пить, спать и развлекаться бесплатно, поищите другой способ. Или попробуйте работать».

Мусорная катастрофа

Представитель местной компании рассказал и о другой серьезной проблеме, спровоцированной массовым туризмом: «Одна из основных и очень серьезных проблем на нашем острове вызвана тем, что туристический поток напрямую связан с производством отходов. Люди после себя оставляют огромное количество мусора. Большинство туристов совершенно не заботится о раздельном сборе своих отходов. У нас стоят мусорные баки с маркировками для разного типа фракций: стекло, пластик, бумага, металл, пищевые отходы. Но мы каждый день видим, что туристы туда сваливают все вперемешку».

Представители компаний, работающих на других филиппинских курортах, подтверждают, что мусор, производимый туристами, становится непреодолимой проблемой.

По состоянию на 2015 год почти четверть населения Филиппин находится за чертой бедности. А это около 22 млн человек. Большинство из них живет, мягко говоря, в некомфортных условиях. Районы здесь густонаселенные. В сочетании с массовым туризмом это превращает проблему мусора и загрязнений в экологическую катастрофу.

Рост цен на все

Но даже это еще не все проблемы, которые возникли на Филиппинах из-за неожиданно обрушившейся популярности. По закону спроса и предложения цены на продукты питания и товары повседневного спроса взлетели до небес. Представитель местной компании White Banana Beach Club рассказывает: «Из-за повышения спроса, связанного с массовым туризмом, цены взлетели на все: рыбу, овощи, проезд, аренду жилья. Это затрагивает всех, но особенно местных жителей. Цены устанавливают для туристов, но страдают те, кто живут здесь постоянно, потому что стоимость продуктов и услуг для них теперь слишком высока. Люди обращаются к местным властям, чтобы они повлияли на ситуацию, но ничего не меняется».

Есть ли выход из ситуации?

От массового туризма страдают далеко не только Филиппины, это и Майорка, Барселона, Венеция, греческий остров Санторини, острова Таиланда и многие другие места. В средствах массовой информации все чаще появляются сообщения, что то тут, то там страны вводят ограничения на посещение каких-то мест или достопримечательностей, ужесточают штрафы, вводят туристический налог и т. д.

Если мы не хотим лишаться возможности видеть вживую красивые страны и экзотические места, нам нужно срочно пересматривать свой потребительский подход к путешествиям. Выход эксперты отрасли видят в реализации принципов устойчивого туризма (sustainable tourism), которые подразумевают соблюдение интересов местного населения, бережное отношение к природе и ресурсам.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Что вы думаете о массовом туризме?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.