Эксперты считают что  Дар-эс-Салам, город с шестью миллионами жителей, в течение ближайших лет станет десятимиллионником

Африка сегодня является наименее урбанизированным континентом в мире - в городах проживает только 43 % ее населения. Но высокая рождаемость и растущая внутренняя миграция означают, что африканские города вступают в эру беспрецедентного роста.

Прогнозы ООН

К 2030 году на континенте будет 18 городов с населением более 5 млн человек. В 2018 г. их было восемь. Сегодня 21 из 30 самых быстрорастущих городов мира являются африканскими.

Дар-эс-Салам - пятый по численности населения город Африки - занимает второе место после Кампалы в соседней Уганде. По прогнозам, к 2035 году его население увеличится с 6 млн до 13,4 млн, преодолев порог «мегаполиса» в 10 млн человек до 2030 года.

Урбанизация Африки имеет многообещающие перспективы. Исторически развитие городов было ключевым фактором экономического роста. Промышленная революция, которая привела к резкому повышению уровня жизни в мире за последние 200 лет, без городов была бы невозможна. Коммунальные услуги, такие как водоснабжение, электроснабжение, здравоохранение и образование, там дешевле и их проще предоставлять.

Городские жители Танзании, как и в большинстве африканских стран, чувствуют себя по всем показателям человеческого развития лучше, чем сельское население.

Нефункциональная урбанизация

До сих пор, однако, урбанизация густонаселенной Африки была, по словам экономиста Пола Коллиера, «нефункциональной» - с недостаточной инфраструктурой, отсутствием рабочих мест и убогими трущобами. Отсутствие планирования, слабое регулирование и сложности с выделением земли приводят к тому, что города растут вширь, а не в высоту, делая поездки на работу более продолжительными и дорогими. Это отдаляет людей и компании от рабочих мест и рынков, душит экономику.

Дар-эс-Салам является тому примером. Более трех четвертей жителей живут в неформальных поселениях, таких как Тандейл, - обширных кварталах из плохо построенных бетонных домов, где дети играют у открытых канализационных коллекторов, а наводнения почти каждый год приводят к вспышкам холеры.

Рост города до сегодняшнего дня шел вдоль основных транспортных коридоров, которые протянулись веером из центрального делового района, где осуществляется большая часть экономической активности.

Переломный момент

Однако власти Танзании, партнеры по развитию и сами жители все чаще осознают, что должны делать больше, если хотят город, который был бы менее загруженным, более устойчивым к экологическим угрозам и готовым к экономическому процветанию. Эксперты утверждают, что в процессе перехода к статусу мегаполиса Дар-эс-Салам находится на критическом этапе, и сейчас он делает выбор, который определит будущее развитие города.

«У Дар-эс-Салама единственный шанс на правильную урбанизацию, - говорит специалист по планированию городов и руководитель программы по устойчивому развитию во Всемирном банке в Танзании Андре Болд. - Когда население города превысит 10 млн человек, его траекторию развития трудно будет скорректировать. На этом этапе очень трудно собраться и изменить все к лучшему».

Правитель, который не любил городов

Если бы Маджид бин Саид мог видеть Дар-эс-Салам сегодня, он, вероятно, был бы удивлен. Султан Занзибара основал город в 1862 году для поддержки своего архипелага, который долгое время был центром торговли в Индийском океане. Обладая большой естественной гаванью, новый город вскоре обрел собственную жизнь. Он быстро рос в периоды немецкого и британского колониального господства. К 1964 году он был столицей и крупнейшим центром независимой Танзании.

Юлиус Ньерере, первый президент Танзании, пытался задушить его. Он рассматривал города как средоточия упадка, которые поглощают богатства деревни. Правительство по примеру маоистского Китая переселило миллионы людей в деревни, перенесло столицу в Додому (небольшой городок во внутренних районах) и разделило Дар-эс-Салам на три муниципалитета. Это должно было ослабить городскую власть и создать препятствия для дальнейших городских инвестиций.

Хаотичная застройка

Ньерере это удалось, но люди все равно приходили в Дар. К 1980-м годам экономика Танзании была в упадке, а нищета, порожденная планами коллективизации Ньерере, только ускорила приток городского населения. Прибыв в город, где почти не было городского планирования, мигранты были вынуждены импровизировать. Город рос хаотически.

«Когда люди приезжают в Дар-эс-Салам, они ищут землю и начинают строить, - говорит главный архитектор Министерства земель, жилищного строительства и развития населенных пунктов Хелленик Мпетула. - Механизм управления очень слабый. Если кто-то приходит и строит, даже если он находится в зоне, подверженной наводнениям, никто не скажет ему, что он должен остановиться».

Планы развития города

Мпетула, которая работает в министерстве с 1987 года, стала свидетелем драматических перемен в Дар-эс-Саламе, хотя и не совсем таких, какими она их себе представляла. Ее офис является музеем многих несостоявшихся идей, которые стремились дать городу направление развития.

Реализовать задуманное всегда трудно. Например, генеральный план Дар-эс-Салама на 2012–2032 годы предусматривает создание пяти городов-спутников, предназначенных для разгрузки центральной части города и приближения рабочих мест и услуг к населению. Но через семь лет после его составления он не был утвержден.

Мпетула и ее коллеги сталкиваются с двумя препятствиями: нехваткой денег и политикой. Как и большинство стран Африки к югу от Сахары, Танзания урбанизируется, хотя все еще бедна. По данным Всемирного банка, уровень урбанизации в регионе достиг 40 % при ВВП на душу населения около 1000 долларов. Восточная Азия делала это в 1990-х годах при ВВП, равном 3600 долларов на душу населения. Меньшая экономика означает меньше количество денег для инвестиций в жилье и инфраструктуру.

Экономическая отсталость

В то время как большинство городов Восточной Азии росли вместе с производственным бумом, который создавал рабочие места, африканская промышленность остается отсталой.

Согласно правительственной статистике, в Танзании с населением 60 млн человек в 2016 г. работало лишь 2,6 млн. Более половины этих работников зарабатывали меньше, чем 213 долл. в месяц, что вряд ли достаточно для того, чтобы позволить себе официальный дом, особенно если ставки по ипотечным кредитам составляют 15-19 %.

По оценкам Центра доступного жилья в Африке, расположенной в Йоханнесбурге неправительственной организации, только 2,5 % городских танзанийских домохозяйств могут позволить себе 16 тыс. долл., необходимых для постройки самого дешевого дома.

Сложности с управлением

Планировщики Дар-эс-Салама вынуждены лавировать между конфликтующими органами управления. Город разделен на пять муниципалитетов, которые делят полномочия с мэром города и городским советом, а также с региональным комиссаром, назначаемым президентом, который курирует местную администрацию от имени центрального правительства.

При популистском президенте Джоне Магафули, который вступил в должность в 2015 г., централизованный контроль над Дар-эс-Саламом и другими городами усилился - отчасти, чтобы обуздать местных лидеров, которые часто являются членами оппозиции. Налоги на имущество и другие потоки доходов, которые раньше собирались местными властями, теперь направляются через Додому, добавляя дополнительный слой бюрократии и еще больше отдаляя граждан от процесса планирования.

Приоритет селу

Президент Магафули, как и Ньерере до него, сосредоточился на развитии за пределами Дар-эс-Салама, перенося тысячи рабочих мест в правительстве в Додому и отдавая приоритет сельским дорогам и скоростной железной дороге в столицу и до соседней Руанды. Он также сократил расточительные или нежизнеспособные проекты в рамках широкой кампании по борьбе с коррупцией.

Замороженные новостройки

Среди них, пожалуй, самый амбициозный проект жилищного строительства в городе - Dege Eco Village. Это элитное поместье, состоящее из 7 000 квартир, разработанное национальным пенсионным фондом, которое обещало «переопределить Дар-эс-Салам». Аудит строительства выявил серьезные нарушения и было принято решение, что оно «не служит общественным интересам». В настоящее время это бетонный город-призрак.

Другие, казалось бы, более жизнеспособные проекты также столкнулись с задержками. К северу от центра города бетонные коробки восьми 21-этажных башен, известных как Kawe 711, построены на участке первоклассной собственности на берегу океана только наполовину. Проект, разработанный Национальной жилищной корпорацией, предусматривал создание города-спутника с населением 50 тысяч жителей - одного из пяти, предусмотренных в проекте генплана 2012 года. Но правительство не гарантировало кредиты, необходимые для завершения строительства.

Некоторые полагают, что Магафули не дает разрешения на завершение проекта, поскольку не удовлетворен спрос на доступное жилье. И все же строительная компания использует доходы от строительства домов высокого класса для субсидирования более дешевых, которые, как правило, менее прибыльны. В конечном итоге проект будет включать дома для людей с разным уровнем дохода.

Обновление и устойчивость

Планы развития Дар-эс-Салама часто натыкаются на препятствия, но город добился значительного прогресса. За последнее десятилетие башни из синего стекла преобразили центр города. Там построены 4 из 10 самых высоких зданий в Африке к югу от Сахары, если не учитывать ЮАР.

Со временем инвестиции, привлеченные ростом стоимости недвижимости и модернизацией неформальных поселений, помогут оживить самые бедные районы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Согласны ли вы с утверждением, что в ближайшем будущем Африка станет локомотивом экономического развития планеты?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.