В поисках потерянных пианино Сибири: писательница-путешественница Софи Робертс провела два года, пересекая холодную суровую восточную Россию в поисках пианино "Красный октябрь"

Писательница-путешественница Софи Робертс провела два года, путешествуя по холодным российским просторам в поисках старинного инструмента. Результатом поездки стал выход книги, которую сама Софи считает безумной. Что же сподвигло ее на столь необычное путешествие: любовь к истории или жажда странствий?

Пианино в Российской империи

Книга “Затерянные пианино в Сибири” повествует о том, как Робертс на протяжении двух лет искала любые интересные пианино, которые остались в этом регионе России. Труд является своеобразной биографией инструмента в этом уголке нашей страны. Софи начинает свое повествование с 1774 года, именно тогда Екатерина II выписала для своих потребностей квадратное пианино, которое считалось модным инструментом.

Писательница повествует о существовании пианино вплоть до 2004 года, когда его последняя модель была произведена на государственном заводе “Красный октябрь”. На протяжении трех столетий многие инструменты в этом регионе были уничтожены, проданы за еду, след некоторых из них теряется в период Октябрьской революции. В процессе своего путешествия Софи описывает взлеты и падения одной из крупнейших стран мира через ее отношения с пианино.

Суровый климат не помеха

Софи признается, что ее путешествие больше похоже на какой-то необычный спор. Она отправилась в Сибирь, чтобы найти инструмент, достойный таланта Одгэрэл Сампилноров, пианистки из Монголии, известной на весь мир. В процессе поисков она столкнулась с сибирской мифологией и недоверием местных жителей, поэтому была вынуждена отойти от стандартных методов, используемых в журналистике. Женщина стучала в двери и налаживала контакты с местными жителями, чтобы получить нужную информацию.

Писательница тщательно изучала все новости, связанные со старинными инструментами, и сразу же отправлялась в дорогу. Ей говорили о том, что сибирские просторы суровы и разительно отличаются от привычного европейского климата, однако она не сомневаясь перемещалась по ним, словно по привычным улочкам Великобритании. Она отмечает, что Сибирь идеально подходит для каторги, но именно наличие здесь пианино позволяло вносить яркие краски в тяжелое существование местных жителей.

Сломанные судьбы пианистов

В свое время Россия попала под чары пианино благодаря блестящим и страстным выступлениям венгерского музыканта Ференца Листа. Робертс отмечает, что поиски былой роскоши ослепили ее аналогичным образом. Писательница выросла в Шотландии, ее родители были творческими людьми, которые всячески поощряли в Софи интерес к искусству. Благодаря ежедневному чтению литературы она получила не только отменную фантазию, но и страсть к путешествиям.

Робертс побывала даже в нескольких отделениях ГУЛАГа, ее интересовала судьба последнего пианино Веры Лотар-Шевченко, пианистки французского происхождения, которая оказалась в местах заключения за антисоветскую пропаганду. Известно, что Вера очень сильно тосковала по инструменту, именно поэтому сокамерники вырезали клавиатуру ножом на ее деревянной койке, чтобы пианистка могла тренироваться ночами. Сразу же после освобождения Вера отправилась в ближайшую музыкальную школу и играла на пианино несколько часов, вспоминая весь свой репертуар. Ее пальцы были столь же точны, как будто и не было тех страшных лет в заключении.

Софи подробно рассказывает об ужасах ГУЛАГа и делает это достаточно уверенно. Все факты, указанные в ее книге, несколько раз были перепроверены, поэтому в достоверности сомневаться не приходится.

Пианино – важное культурное явление

Софи утверждает, что пианино было и остается одним из фундаментальных явлений в культуре, именно поэтому оно должно быть сохранено. По ее словам, речь идет не о пыльном инструменте в углу квартиры, а о части истории, к которой может прикоснуться любой желающий. И именно через историю человек учится нормам поведения и развивается, поэтому забывать о ней нельзя.

Изначально Софи планировала работать в качестве журналиста, однако в процессе учебы в Лондонской школе фотожурналистики поняла, что ее больше привлекает ремесло писателя. Именно там она научилась своему главному принципу – «Будь добра и любезна к людям, с которыми беседуешь, тогда ты узнаешь абсолютно все». Именно он помог ей собрать большое количество материалов, использованных при создании книги.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Было ли когда-нибудь в вашем доме пианино?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.