Я посетила шахты по добыче алмазов в самом богатом месте по их добыче - в Сибири

Россия добыла в 2018 году более 43 миллионов карат алмазов, это почти 30% мирового производства. Для сравнения: второй по величине производитель - Ботсвана - добыл 24,3 миллиона карат.

Компания АЛРОСА является крупнейшей в мире алмазодобывающей компанией, только в 2018 году она произвела 36,7 миллиона карат. Организации принадлежит 12 шахт в далекой и малонаселенной Сибири, большинство из них находится в Республике Саха (Якутия). Этот регион в 5 раз больше Франции, однако имеет лишь 1 миллион жителей. Основная часть 35 000 сотрудников компании АЛРОСА постоянно проживают в этой части страны.

Я решила посетить одну из алмазных шахт во время поездки в Россию, для этого нужно было провести 3 дня в Якутии. Моей целью стало посещение Ботуобинского карьера, который принес 1,4 миллиона карат алмазного сырья в 2018 году.

Вперед, к сокровищам

Мирный – это город с населением всего 40 000 человек. Здесь находится штаб-квартира крупнейшей алмазодобывающей компании в мире АЛРОСА. 10 из 12 шахт этой организации находятся в Якутии. Чтобы добраться до конечной остановки моего пути, понадобилось пролететь некоторое расстояние чартерным рейсом от города Мирного.

Самолет, на котором мы совершали наше путешествие, имел 27 посадочных мест, модель Ан-38-100. Этот транспорт является собственностью компании АЛРОСА, кроме него есть самолеты, которые выполняют рейсы по всей Якутии, а также в такие города как Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Новосибирск.

Я была одной из последних, кто поднялся на борт воздушного корабля, и заняла последнее оставшееся свободным место спиной по ходу движения, справа за кабиной пилота. Для багажа не было отведено специального места, и люди бросали свои сумки в кучу в задней части самолета, сидеть приходилось где попало. Спинка моего кресла была устроена на стене кабины пилотов, и всю дорогу я летела с прямой спиной, что было неудобно и утомительно. Зато у меня был отличный вид на всех, кто направлялся на смену или по другим делам в шахту.

Интересно, что некоторые горняки, которые живут неподалеку от шахты, ездят туда каждый день на автобусе, а тем, кто работает на более отдаленных участках, приходится летать на работу самолетом. Благо такие неудобства приходится терпеть только 2 недели, именно столько составляет смена шахтера в месяц. После идут 2 недели отпуска.

В нашей группе кроме рабочих было еще 5 журналистов и 2 гида из АЛРОСЫ. Через грязное стекло самолета я наблюдала, как мы пролетаем над лесами, грунтовыми дорогам, реками и озерами. Первый раз я летела на таком маленьком самолете, слышно было, как он громко гудит, набирая высоту.

Прилет в никуда

Примерно через час мы приземлились в том месте, которое можно смело назвать серединой мира. Вокруг было только множество деревьев и ничего больше. Даже воздух тут оказался холоднее, чем в Мирном. Группа прошла через самый крошечный аэропорт, который я когда-либо видела. Он был похож на маленький белый домик. Все происходило так быстро, что я едва успела заметить небольшой металлоискатель и маленькую зону ожидания, в которой скромно ютился телевизор. Мы прошли сквозь него на противоположную сторону, где нас уже ждал автобус. От аэропорта до нашей следующей остановки – административного здания АК "АЛРОСА" неподалеку от шахты было 10 минут езды.

Административное здание оборудовано так, что шахтеры могут там перекусить и переодеться в чистую одежду. Нам выдали несколько шахтерских обмундирований. По правилам нам следовало надеть куртки и каски перед тем, как войти в шахту. Еще, по уверениям сотрудников компании, верхняя одежда защищает от комаров и прочих кровососущих насекомых, которые терроризируют регион в летние месяцы.

На пути в шахту

Мы выслушали пятиминутный инструктаж по технике безопасности, на нем велели беспрекословное слушаться сопровождающего сотрудника компании, не путаться под ногами у шахтеров и держаться подальше от мест хранения взрывчатки и кислородных баллонов.

После посадили в огромный оранжевый грузовик, который должен был отвезти нас на место. Ехать в нем было очень жарко, к тому же жутко трясло всю дорогу. К счастью, наш путь занял всего лишь 10 минут.

Сначала нас проводили на смотровую площадку, откуда открылся вид на котлован Ботуобинского рудника. Он спиралью спускался примерно на 130 метров и был около 3,5 километра в самом широком месте. Эта шахта находилась в эксплуатации уже около 5 лет и была создана при помощи взрывчатых веществ, которые избавили ее от пустого грунта на вершине. Затем использовали экскаваторы и грузовики, чтобы вытащить почву и кимберлитовую руду, которая и содержит алмазы. Ботуобинский рудник будут продолжать углублять и дальше, планируется, что он будет работать еще около 15 лет. После того как карьер полностью переработают, АЛРОСА превратит его в подземный рудник и продолжит работу в недрах. Грузовику понадобилось 40 минут, чтобы совершить поездку на дно шахты и подняться обратно.

Некоторые из грузовиков вывозят на поверхность пустую почву и сгружают ее неподалеку, а другие в это время везут кимберлитовую руду на завод для обогащения (это процесс отделения необработанных драгоценных камней от прочих минералов и почвы). Земли выкапывается примерно в 5 раз больше, чем руды, поэтому большую часть приходится выбрасывать. Грузовики способны перевозить более 90 тонн почвы или руды за одну ходку.

Работа на месторождении

Мне повезло, удалось запрыгнуть в один из грузовиков, прокатиться рядом с одним из шахтеров АЛРОСЫ. Водитель – один из 47 горняков, которые работают в шахте круглосуточно. Одни работают в двухнедельную смену по 11 часов в день, другие - в ночь. Мне не удалось рассмотреть остальных водителей, но мой спутник объяснил, что на такую работу берут только мужчин. Женщины-водители управляют пассажирскими грузовиками для рабочих. Но несколько женщин уже начали обучать и на машинах по перевозке руды. После меня подвезли поближе, чтобы посмотреть на экскаватор, который сбрасывает землю и руду в грузовой отсек.

В один ковш экскаватора посещается примерно 30 тонн груза, в один грузовик помещается 3 полных ковша. В течение суток из Ботуобинской шахты извлекается около 60 000 тонн грунта и руды.

Соседи

Ботуобинская не единственная шахта в округе. В нескольких минутах езды от отеля находится Нюрбинский открытый карьер, его глубина - около 360 метров. Из-за своей глубины она выглядела очень впечатляюще. Но перспектива езды по ее узким путям была немного пугающей, поэтому я решила просто посмотреть на месторождение со стороны.

В завершение нашей экскурсии по алмазному месторождению мы смогли рассмотреть поближе некоторые виды кимберлитовой руды, магматические породы, которые могут содержать алмазы. К сожалению, никаких алмазов в моей горсти руды обнаружить не удалось.

В заключение

После того как руду вытаскивают из недр земли, она должна пройти процесс обогащения. Так отделяют необработанные алмазы от других пород. На мой непрофессиональный взгляд кучка руды была больше похожа на рассыпчатый комок грязи и камней. Но, проведя пару часов на алмазной шахте, я была поражена, сколько усилий требуется для того, чтобы произвести драгоценные камни, которые так любит весь мир. Каждая тонна руды содержит максимум 6,2 карата алмазов. И это не считая сотен тысяч тонн обычной земли, которая не содержит ничего ценного, но ежедневно поднимается и перевозится грузовиками.

Поэтому ценность бриллианта заключается не только в его предполагаемой редкости, а также в огромных усилиях рабочих и всех людей, чей профессионализм требуется, чтобы получить его из мерзлой сибирской почвы и провести через весь огромный путь до сверкающего ювелирного изделия.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вам хотелось бы побывать на месторождениях драгоценных камней?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.