Пережила всех своих докторов: бабушка из Беларуси родилась в 1904 году

Каждый из нас хотел бы жить подольше. Многие мечтают о бессмертии. Мария Кононович, жительница соседней Беларуси, ни о чем таком не мечтала. Но эту землю, по ее собственным словам, она топчет вот уже 115 лет. Бабушка признана старейшей жительницей Беларуси. О том, как живется ей сейчас и о невзгодах, выпавших на ее долю, рассказываем в нашем материале.

Долгожительница из деревни Листопады

Небольшая деревня в Воложинском районе Минской области с красивым осенним названием – Листопады. Именно там живет старейшая жительница страны – Мария Викентьевна Кононович.

Живет, несмотря на свой почтенный возраст, совсем одна – и самостоятельно управляется по хозяйству. Впрочем, двери ее хаты открываются постоянно – гости к бабушке заходя регулярно. Но обо всем - по порядку…

Молодые годы

Мария Викентьевна родилась больше века назад – в 1904 году. Сама она говорит, что метрика о рождении потеряна и потому в точности данной даты она не уверена. Однако в паспорте старушки тем не менее число стоит именно такое – 27 мая 1904 года.

Детские и подростковые годы юная Машенька провела в Сморгонской области, в агрогородке Крево. В семье помимо нее подрастали еще семеро ребятишек, однако двое из них умерли совсем рано. В детстве жила, как все в те годы: помогала родителям по дому да огороду, работала в поле. Девчонкой пережила Первую мировую войну – говорит, что практически ничего об этом времени в памяти (в отличие от событий Второй мировой войны, когда она была вынуждена прятаться от немцев, чтобы те не угнали на работу) у нее не отложилось.

Когда Маша была еще совсем молоденькой девушкой – почти столетие тому назад, она познакомилась с Федором. Тот приехал под Крево крыть дома соломой, а увидев Марию, влюбился без памяти. В те годы было принято жениться рано, однако Маша замуж не хотела: боялась. Тогда разводы не были приняты, а жизнь у многих замужних женщин была тяжелая – мужья и пили, и били их, и все это полагалось терпеть. Впрочем, отказаться она не посмела и, выйдя замуж за Федора, оказалась в Листопадах.

Замужняя жизнь

Марии повезло – Федор оказался хорошим мужем. Вскоре его назначили бригадиром – почетная должность. Сама же Кононович трудилась в том же колхозе полеводом – однако об этом говорит она скупо. Зато охотно вспоминает, как боялась за супруга после его назначения: переживала, чтобы он никого не обманывал, чтобы с ним ничего не случилось. Однажды, по ее словам, начальники в колхозе хотели свалить вину за свои темные делишки на Федора. Его чуть было не посадили в тюрьму, однако, слава богу, все обошлось.

Мария Викентьевна рассказывает: с мужем они жили дружно. Никогда не ссорились, друг друга не обижали. Федора не стало около тридцати лет назад, и по супругу Мария Кононович тоскует до сих пор.

Пережила сыновей

Хоронить детей – тяжкое испытание, страшное горе для любых родителей. И горе это пришлось пережить Марии Викентьевне дважды. У них с Федором было два сына. Первый умер в раннем возрасте, еще малышом – более девяноста лет назад. Второй, Владимир, благополучно вырос, выучился, дожил до почтенных седин. Он жил в той же деревне, что и родители; был настоящим умельцем – чинил телевизоры, работал на швейной машинке, косил, сеял, охотно помогал всей деревне. Он трудился не покладая рук, и работа не боялась его, а мать не переставала гордиться любимым сыном. Однако в конце концов с Владимиром случилось то же, что и со многими тысячами других подобных ему мужчин и женщин: он пристрастился к алкоголю, который в конце концов и стал причиной его ухода из жизни. Своего второго сына Мария Викентьевна похоронила семь лет назад, и с тех пор, по ее собственному признанию, не прошло и дня, чтобы она не плакала по нему. Первое время убивалась еще и из-за того, что Владимира сгубил именно алкоголь, пока не узнала, что по этой причине многие покидают наш суетный мир. Владимир не был женат, не имел детей. Он встречался с женщиной, но и та уже ушла из жизни, и Мария Викентьевна осталась на этом свете совсем одна.

«Кому я сейчас нужна?»

Эту фразу бабушка повторяет постоянно. У нее есть дальние родственники, живущие по всей Беларуси. Они периодически навещают старушку, помогают по хозяйству, а некоторые и вовсе настойчиво зовут переехать к себе.

Однако Мария Викентьевна категорически не хочет быть кому-либо обузой: «У всех свои семьи, дети, ну кому я сейчас нужна?» - и, мало того, наотрез отказывается покидать ставший уже за столько лет родным дом. Так и живет одна и, несмотря на преклонные годы, достаточно бойко управляется по хозяйству.

Жизнь сегодняшняя

Мария Викентьевна не смотрит телевизор – там, по ее словам, показывают одни ужасы, а страшного она с лихвой натерпелась за свою долгую жизнь. Читает газеты, глаза ее еще выручают. Быстро ходит, говорит ясно, четко и громко, борется с пылью, работает в огороде – выращивает картошку («бульбу»), пропалывает грядки от сорняков. Пьет таблетки, потому что от разговоров болит голова, парит ноги, потому что в хате холодно. Возится с курами – их у старушки две штуки, одна несет яйца, а вторая – нет. Кроме курятника во дворе у Марии Викентьевны стоят и пчелиные ульи, правда, уже заброшенные. Раньше бабушка охотно занималась пчелами, но сегодня здоровье уже не то.

Каждый день к ней заходит подруга, живущая по соседству. Она более чем на тридцать лет моложе Марии Викентьевны – ей всего 83 года, однако в этом возрасте подобные границы уже стираются напрочь. Бабушки дружат уже 60 лет, и, несмотря на ежедневные встречи, им каждый раз есть что обсудить. Они вспоминают молодость, обсуждают болячки, подтрунивают друг над другом и шутят о смерти – обе ее уже не боятся.

Кроме соседки приезжают к Марии Викентьевне Кононович и другие гости. Старейшую жительницу Беларуси не обделяют вниманием ни журналисты, ни чиновники из администрации. Раз в несколько дней приходит и социальный работник – помочь по хозяйству, принести продукты, приготовить покушать. Впрочем, ест бабушка-долгожительница как птичка (на что активно жалуется ее подруга): вода с вареньем и кусочек батона – вот и вся ее трапеза.

Гостям Мария Викентьевна всегда рада. Самое любимое занятие у нее – рассматривать и демонстрировать посетителям фотокарточки со времен своей молодости. С тех времен, когда рядом с ней были любимые муж и сыновья. Когда она еще была счастлива...

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Знаете ли вы о других долгожителях какой-либо страны?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.