Ловкий бегун галлеонозавр: в Австралии найдены останки крохотного динозавра

В Юго-Восточной Австралии в скалах, возраст которых составляет 125 млн лет, ученые обнаружили пять окаменевших челюстей мелких травоядных динозавров, по внешнему виду напоминавших маленькое кенгуру. Названа ранее неизвестная ученым разновидность была Galleonosaurus dorisae.

Исследование окаменелостей

По словам ученых, обнаруженные в Австралии челюсти принадлежали динозаврам нескольких возрастных групп. Когда-то давно в этом районе одновременно погибли как взрослые особи, так и детеныши. Ценность находки заключается еще и в том, что возрастной диапазон именно у австралийских динозавров при исследовании челюстей был идентифицирован впервые. Благодаря разнице в возрасте обладателей найденных костей, ученые получили возможность изучить в какой-то мере особенности развития подобных представителей фауны.

Что представляли собой динозавры

Назвали новую разновидность динозавров, населявших планету в меловом периоде, Galleonosaurus dorisae. Выбрали такое название ученые в первую очередь потому, что форма челюсти этих представителей древней фауны чем-то напоминает галеон. Второе слово в названии при этом было придумано в честь известного палеонтолога Дорис Сигетс-Вильер, долгое время проводившей раскопки в этом регионе.

Размеры галлеонозавры имели очень небольшие. Представляли они собой мелких динозавров, внешне очень похожих на маленьких кенгуру. Питались такие представители доисторической флоры травой и листьями деревьев. Задние лапы при этом у них были очень мощными. А поэтому галлеонозавры были еще и настоящими спринтерами древних лесов. Мощные ноги позволяли им легко убегать от желающих полакомиться ими сородичей. Возможно, с помощью задних конечностей такие динозавры иногда отбивались и от каких-нибудь мелких хищников.

Где обитали

Galleonosaurus dorisae ученые отнесли к группе орнитоподов. Такие динозавры, похожие на кенгуру, когда-то в очень больших количествах обитали на древнем рифте, существовавшем миллионы лет назад в районе между Австралией и Антарктидой. Ученые предполагают, что эта древняя местность хотя и была сравнительно холодной, когда-то была покрыта лесами, а потому пищи для травоядных Galleonosaurus dorisae здесь имелось в достатке.

Почему ученые нашли только челюсти

По мнению специалистов, динозавры, которым принадлежали найденные специалистами челюсти, погибли в районе крупных вулканов, существовавших когда-то на восточной окраине австралийского континента. В последующем отложения пород вместе с останками галлеонозавров были перенесены с гор большими реками в низины австралийско-антарктического рифта.

Здесь они остались лежать в глубоком осадочном бассейне вместе со стволами упавших деревьев и костями других позвоночных животных. Остальные части скелета погибших маленьких динозавров были унесены водой в другие места.

Орнитоподы Diluvicursor pickeringi

Найденные учеными останки галлеонозавра стали свидетельством в том числе и того, что видов динозавров, похожих на кенгуру, на территории нынешних Австралии и Антарктиды, возможно, когда-то обитало множество. Ранее в разнообразии орнитоподов палеонтологи были не особо уверены. Galleonosaurus dorisae — лишь третья разновидность таких динозавров, найденная в Австралии.

В 2018 г. на этом континенте были обнаружены окаменевшие останки орнитопода Diluvicursor pickeringi. Нашла эту разновидность группа ученых, работавших под руководством доктора Херне, в районе побережья мыса Отвей. Как и челюсти галлеонозавра, кости Diluvicursor pickeringi были похоронены в вулканических отложениях в руслах протекавших когда-то по этой местности древних рек.

Обнаружив кости Galleonosaurus dorisae, ученые сделали еще один важный для науки вывод. Оказалось, что окаменелые челюсти галлеонозавра на 12 млн лет старше останков Diluvicursor pickeringi. То есть существовали динозавры в этой местности очень длительное время.

Qantassaurus intrepidus

Третьей разновидностью австралийских орнитоподов, известной ученым, является Qantassaurus intrepidus, обнаруженный в 1999 г. Этот маленький динозавр внешне был похож на галлеонозавра. Однако морда у него при этом, как удалось определить ученым, была более короткой. Бродили по земле Galleonosaurus dorisae и Qantassaurus intrepidus когда-то в один и тот же период времени. Однако, поскольку строение морды у них было неодинаковым, питались они разными видами растений. Это и позволило обеим разновидностям без конкуренции сосуществовать вмести тысячи лет.

Орнитоподы в других местах планеты

Для Австралии найденный учеными Galleonosaurus dorisae является видом уникальным. Однако, как удалось установить специалистам, очень похожие на него динозавры обитали когда-то в Патагонии в Аргентине. Объяснение схожести костей, обнаруженных на таком удалении друг от друга, ученые дают простое.

Материки на Земле не всегда находились на том же месте, где они располагаются сейчас. Миллионы лет назад Австралия, южные оконечности Африки и Южной Америки, а также Антарктида были частью Гондваны — южного огромного единого материка. В меловой период, то есть в то время, когда на Земле существовали галлеонозавры, как раз и начался «великий раскол», когда огромные массы суши разрывались и постепенно отдалялись друг от друга. Вместе с материками были, конечно же, разнесены и останки похожих разновидностей орнитоподов, живших когда-то в расположенных рядом регионах и имевших схожее строение тела.

Повадки орнитоподов

Птицетазовые травоядные динозавры этого отряда населяли планету от верхнего юрского и до конца мелового периода. Размеры орнитоподы могли иметь разные. Объединяло их одно — мощные задние и маленькие передние конечности. Ранее считалось, что такие динозавры могли передвигаться исключительно за задних ногах. Однако позднее палеонтологи доказали, что иногда они могли становиться и на четвереньки.

Наиболее известным представителем отряда орнитоподов на настоящий момент являются игуанодоны. Также палеонтологами достаточно хорошо изучены и гадрозавры, имевшие мощные задние конечности и морду, напоминающую клюв. И игуанодоны, и гадрозавры, в отличие от найденного и идентифицированного учеными Galleonosaurus dorisae, имели большие размеры.

Современные методы исследования окаменелостей

В своей работе по исследованию найденных челюстей галлеонозавров ученые используют в том числе и самые передовые методы. К примеру, применение мини-СТ-сканера, мобильного аналога современного медицинского томографа, дало специалистам возможность делать гораздо более точные и детальные снимки окаменелостей, чем, к примеру, при применении того же рентгена.

Благодаря этому новому прибору, а также другим инновационным устройствам, ученые смогли намного глубже погрузиться в мир жившего миллионы лет назад галлеонозавра и других представителей фауны того времени. С помощью современного оборудования специалисты в наше время намного быстрее получают данные о том, что, к примеру, ели тогдашние обитатели планеты, как они взаимодействовали друг с другом и каковы были их взаимоотношения с динозаврами и иными существами, населявшими другие континенты.

А вам интересны маленькие динозавры? Как вы думаете, уютно ли они себя чувствовали среди сородичей-гигантов?