Как изменение климата повлияет на продолжительность жизни позвоночных? Ученые считают, что процессы старения ускорятся

Исследователи из Королевского университета в Белфасте и Тель-Авивского университета в Израиле провели одно из наиболее полных исследований на сегодняшний день, направленное на получение полной и достоверной информации о том, что оказывает влияние на продолжительность жизни всех живых позвоночных в мире.

Полученные данные не только ставят под сомнение давно принятую теорию о продолжительности жизни, но и предлагают новые доказательства огромного влияния глобального потепления на продолжительность жизни среди хладнокровных животных, то есть рептилий и земноводных.

Теория «уровня жизни»

Теория «уровня жизни» давно применяется как объяснение старения организмов. Согласно ей, от скорости метаболизма прямо пропорционально зависит продолжительность жизни. Другими словами, то, как «быстро» с точки зрения скорости внутренних функций тела виды живут и как часто они размножаются, или, наоборот, как «медленно» с точки зрения этих внутренних функций тела они и живут и как «медленно» размножаются, - все это будет определять, как долго они живут. Это объясняет, почему некоторые позвоночные, например, некоторые ящерицы, могут жить только несколько лет, в то время как другие, такие как черепахи, могут прожить жизнь более полутора веков. Более 100 лет назад предложена эта теория, но до сих пор она так и не была проверена в глобальном масштабе на всех наземных позвоночных.

Опровержение

Исследователи из Королевского и Тель-Авивского университетов проанализировали данные, полученные более чем от 4100 видов наземных позвоночных со всех уголков планеты, с целью проверить преобладающую теорию «уровня жизни». Они обнаружили, что уровень жизни не оказывает влияния на скорость старения, отвергая ранее считавшуюся верной связь между скоростью метаболизма и продолжительностью жизни.

Новая гипотеза

Исследование, опубликованное 14 февраля в журнале Global Ecology and Biogeography, показало, что скорость старения земноводных и рептилий связана с высокими температурами. Эти выводы привели исследователей к выдвижению альтернативной гипотезы: чем выше температура окружающей среды, тем выше уровень жизни. А уже это, в свою очередь, ведет к более быстрому старению и сокращению длительности жизни.

Д-р Даниэль Пинкейра-Донозо, соавтор и лектор по эволюции и экологии в Школе биологических наук в Королевском университете в Белфасте, объясняет: «Наши выводы могут иметь решающее значение для нашего понимания факторов, способствующих вымиранию, особенно в современную эпоху, когда мы сталкиваемся с глобальным сокращением биологического разнообразия, когда хладнокровные животные подвергаются особой опасности. Теперь мы знаем, что ожидаемая продолжительность жизни рептилий и земноводных связана с температурой окружающей среды, и мы можем ожидать дальнейшего сокращения продолжительности их жизни по мере продолжения повышения температуры из-за глобального потепления".

Амфибии вымирают?

Согласно списку исчезающих видов Красной книги, амфибиям грозит наибольшая опасность. Почти каждый пятый из 10 000 видов ящериц, змей, черепах, крокодилов и других рептилий в мире находится под угрозой исчезновения.

Гэвин Старк, ведущий автор и аспирант из Тель-Авивского университета и первый автор статьи сказал: «Связь между продолжительностью жизни хладнокровных животных (амфибий и рептилий) и температурой окружающей среды может означать, что они особенно уязвимы перед беспрецедентным глобальным потеплением, которое в настоящее время испытывает планета. Действительно, если повышение температуры окружающей среды сокращает продолжительность жизни, это может сделать эти виды более склонными к вымиранию, когда климат станет более теплым".

Д-р Пинчейра-Донозо заключил: «Нам необходимо и дальше развивать наше понимание этой связи между биологическим разнообразием и изменением климата. Только вооружившись знаниями, мы сможем проинформировать будущее поколение, которое может предотвратить дальнейший ущерб экосистеме».

Глобальное потепление: миф или реальная угроза?