"Экономика джунглей": обезьяны в балийском храме крадут телефоны у туристов и требуют еду, прежде чем отдать их обратно

Для некоторых представителей животного мира похищение чужого имущества является нормой поведения. Каждый из нас, скорее всего, услышав название птицы «сорока», тут же мысленно прибавляет к нему слово «воровка». Да, есть у этой длиннохвостой красавицы непреодолимая тяга стаскивать к себе в гнездо все, что блестит.

Повадки воришки можно часто наблюдать также у чаек, когда они выхватывают добычу из клюва своих сородичей, показывая, кто из них круче. Для некоторых животных кража – это способ испытать острые ощущения, для других – источник существования.

Ученые-биологи проводили исследования этого феномена у животных. Они наблюдали за обезьянами-макаками, живущими в храме Улувату на острове Бали (Индонезия). Эти приматы намеренно занимались кражей различных предметов у туристов, чтобы потом, используя их в качестве разменной монеты, получать от них еду. Это беспрецедентное поведение обезьян наблюдали исследователи из канадского Университета Летбриджа. Результатами их наблюдений мы и поделимся с вами в этом очерке.

Каким предметам обезьяны из храма отдают предпочтение

Биологи заметили, что старые и более опытные макаки всегда нацеливались на более дорогие предметы, такие, например, как телефоны. Создавалось впечатление, что они заранее знали, что за их возвращение они смогут получить больше еды. Исследователи проводили в течение года (2015-2016) видеонаблюдение за обезьянами и видели, как посетители подходили к ним. Обезьяны сразу выхватывали у человека доступный предмет, а потом терпеливо ждали, когда он предложит им еду, чтобы вернуть его. При этом макака отдавала предмет только тогда, когда ей предлагали подношение, которое она считала достаточным для равноценного обмена.

Исследователи говорят, что, по их наблюдениям, обезьяны знали, какие предметы наиболее ценны, и старались заполучить именно их. Ученые говорят, что это был трехэтапный процесс, который знаменует собой успешную кражу «токенов/активов».

Три этапа кражи и обмена

Исследователи говорят, что первый этап заключался в том, чтобы суметь удержать украденный предмет, при этом оставаясь в зоне потенциального обмена, чаще всего вместе с сотрудником храма, который разбирался в этом процессе и при надобности принимал в нем участие. Затем начиналась, собственно, подготовка процесса обмена «токенов/вознаграждений», которые часто состоят из накопленных нескольких предметов для получения вознаграждения.

Третий этап – сам обмен. При этом обезьяна воздерживается от любого повреждения предметов, предназначенных для бартерного обмена, так как знает, что он может не состояться или быть прерван в любой момент.

Символическая экономика джунглей

Кража и обмен предметов за вознаграждение – это, конечно, сложная умственная задача для макак из храма Улувату. Однако обезьяны показали не имеющие аналогов примеры решения экономических задач, стоящих перед ними.

Эта практика, передаваемая из поколения в поколение внутри популяции, заслужила того, чтобы называться «символической экономикой свободно живущих диких животных».

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, макаки сами догадались красть и обменивать предметы на еду или их кто-то научил?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.