Поезда будущего будут работать на отходах жизнедеятельности человека и выброшенных продуктах питания: введение транспорта планируется в железнодорожную сеть Великобритании

В мире развивается несколько концепций внедрения более экологичных подвижных составов, не оказывающих вредного воздействия на окружающую среду. На смену давно эксплуатируемым электровозам спешат поезда, работающие на водороде и биогазе. Последний вариант скоро появится в Великобритании.

Какой газ лучше

Водородные двигатели наиболее интересны в долгосрочной перспективе. Они практически не выделяют вредных веществ, однако производство водорода пока дорого и технологически несовершенно. Пройдут годы, прежде чем подобный транспорт станет массовым.

На этом фоне в переходный период лидирующие позиции могут занять поезда, силовые установки которых работают на газе. Речь идет не о природном, добываемом из скважин. Горючее можно получать также из растительных остатков, просроченных продуктов питания, отходов жизнедеятельности людей и животных, из любой органики, подверженной процессам гниения.

При разложении веществ образуется биогаз (например, метан), который при сгорании выделяет гораздо меньше вредных веществ, чем широко распространенные дизельные моторы. Здесь преследуются две цели. Первая – это введение в строй более экологичной техники. Вторая – это утилизация продуктов жизнедеятельности.

"БиоУльтра"

Одними из первых экологичный поезд собираются пустить власти Великобритании. В стране действует амбициозная программа по радикальному снижению углеродного следа к 2040 году.

Уже разработано транспортное средство. Это вагон BioUltra. Он является детищем группы инженеров под руководством компании из Вустера Ultra Light Rail Partners.

Поезд может похвастаться не только футуристичным видом, но и инновационными технологиями. Точнее, в самой технологии ничего нового нет, но раньше для перевозки пассажиров она не применялась.

Подвижной состав представляет собой не сцепку, а один сплошной 20-метровый вагон, включающий салон для пассажиров на 120 человек, кабину и силовую установку, скрывающуюся под полом. Последняя способна разгонять транспорт до 80 км/час, превращая биометан в электроэнергию, которая будет заряжать аккумуляторы.

На полезное денег не жалко

Проект курируется правительственным агентством по финансированию исследований Innovate UK. На разработку выделен грант в размере 60 000 фунтов стерлингов (6 млн рублей).

Отметим, что это уже второй грант, полученный коллективом. В прошедшем 2020 году для постройки меньшего по размеру вагона на 60 человек инженеры получили более солидную финансовую помощь в 350 000 фунтов (35 млн рублей).

Это был демонстрационный образец длиной около 10 метров и весом 12 тонн. Он успешно прошел испытания в июле на испытательном стенде Motorail в Лонг Марстон. Мини-поезд стал прототипом полноразмерной версии, готовящейся покорять железные дороги Соединенного Королевства.

Безопасность превыше всего

Возможно, реализация проекта состоялась бы раньше, но перед конструкторами появилась новая задача, которую предстояло решать в срочном порядке. Из-за пандемии, вызванной коронавирусом, в поезде реализуются новые функции безопасности.

В частности, речь идет об усовершенствованной вентиляции, пластиковых экранах безопасности между секторами, ультрафиолетовом освещении, покрытии металлических поверхностей медным напылением, убивающим вирусы.

Правительственная программа

Важно понимать, что BioUltra - это не частный эксперимент и не чья-то прихоть. В Великобритании до сих пор много участков железных дорог, на которых еще нет электрификации. Поэтому значительную часть парка составляют дизельные единицы.

Правительством утвержден план поэтапного отказа к 2040 году от дизельных поездов с переходом на альтернативные технологии, использующие батареи питания, водород, биогаз. Подвижной состав, работающий на биометане, не будет выделять в среду диоксид азота (это очень токсичный элемент). Кроме того, метан не имеет запаха, поэтому не будет отравлять округу неприятными миазмами.

"Биометан является экологически более чистым топливом. Я рад, что мы создали первый в мире пригородный поезд, работающий на газе местного производства", - сказал технический директор Ultra Light Rail Partners Кристофер Малтин.

"Если сравнивать с автомобилями, то следует сказать, что сочетание биометана в качестве топлива и отсутствие образования твердых частиц в результате износа резиновых шин приведет к созданию наиболее чистого вида общественного транспорта как с точки зрения качества воздуха, так и изменения климата", - добавил специалист.

Экономическая целесообразность

Поезд будущего планируется использовать в качестве маршрутного такси на городских и пригородных линиях. Он составит конкуренцию трамваям и автотранспорту. Из-за небольшой вместимости и относительно невысокой скорости он вряд ли будет использоваться для перемещения на дальние дистанции. Впрочем, запас хода в 3200 км предусматривает и такой вариант.

Зато он позволит частично возродить железные дороги страны. На сегодня из-за дороговизны дизельных поездов и обслуживания треть ж.д. веток Великобритании законсервированы. Более дешевый во всех отношениях подвижной состав появится вовремя.

Поезд будет курсировать по путям общего пользования. Новые линии прокладывать не планируется. Благодаря легкой конструкции, не превышающей 20 тонн (а это менее половины типичного дизельного вагона), рельсы будут испытывать меньшую нагрузку и износ. Это поможет снизить затраты на техническое обслуживание.

Перспективы

Правительство создало фонд в 500 миллионов фунтов для поддержания и модернизации национальной железнодорожной сети. Особый акцент делается на ввод в эксплуатацию ранее закрытых железнодорожных веток (в основном между небольшими городами). Социальная ответственность государства заключается в том, чтобы обеспечить жителям равные возможности для поездок, независимо от того, где они проживают.

В этой связи BioUltra видится экономически целесообразным проектом, который можно эксплуатировать на ранее не очень рентабельных маршрутах. Уже скоро экологичный поезд пройдет испытания в реальных условиях в окрестностях второго по величине города страны Бирмингема. Он соединит города Стоурбридж и Бриерли-Хилл в Мидлендсе, а также станции Грейт-Малверн и Вустершир-Паркуэй в курортной местности на востоке Англии.

"Этот проект свидетельствует о вотуме доверия правительства к идее предоставления доступных железнодорожных перевозок в качестве более удобной, современной, надежной и безопасной альтернативы путешествию на автомобиле", - сказала руководитель проекта BioUItra Беверли Нильсен.

"Ради улучшения качества жизни мы предлагаем возможность большим и малым городам снизить количество транспортных средств, загрязняющих окружающую среду", - пояснила она.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А на каких поездах путешествуете вы?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.