Мировая столица динозавров в Канаде, Парк юрского периода на Гавайях, следы ящеров в Монголии: куда отправиться в путешествие истинным любителям динозавров

Удивительно, но как только появляется информация о динозаврах, будь то новый фильм о них или статья в популярном журнале, она сразу же привлекает внимание многочисленной публики. Возможно, что огромные гиганты вызывают у нас благоговейный ужас где-то в первобытных глубинах нашего подсознания, но факт остается фактом: динозавры и все, что с ними связано – это невероятно интересно и загадочно.

Хорошо, что сегодня их можно увидеть не только на больших экранах или в палеонтологических музеях, но и посетить места, где они захоронены. Существуют туры, посвященные раскопкам, которые проводят ученые в разных частях света. Мы предлагаем вам посетить самые популярные из них. Именно в этих странах найдены большие скопления скелетов и гнезд вымерших гигантов.

Южно-Африканская Республика (ЮАР)

В мире найдется всего несколько мест, где бы можно было обнаружить больше свидетельств о жизни динозавров, чем на южной оконечности африканского континента. Профессор Джон Шуниер, преподаватель Института эволюционных исследований в Университете Witwaterstrand в Йоханнесбурге, уверен, что не менее 66 % площади в Южной Африке скрывают в себе останки динозавров в виде окаменелостей. Так что ваши шансы их обнаружить, а вместе с ними свидетельства о другой исчезнувшей фауне и флоре, довольно высоки.

Вы можете нанять гида и отправиться на экскурсию по археологии в Национальный парк Золотые Ворота, который расположен в трех часах езды от Йоханнесбурга. Там в 2012 году было обнаружено самое старое место, где около 190 млн лет назад обитали динозавры. Оно состояло, как минимум из 10 гнезд, где находились окаменелости 34 яиц. Там же найдены и хорошо сохранившиеся отпечатки следов. Также в провинции Фри Стейт было совершено открытие до сих пор неизвестного вида 12-тонного динозавра Мафуба Ледумахади, который питался исключительно растительной пищей.

Обязательно обратите внимание на то, что в ЮАР без разрешения, полученного в Южноафриканском агентстве ресурсов наследия, запрещается не только выносить с заповедника найденные окаменелости, но даже и нарушать их первоначальное расположение на земле. Это считается незаконным, а нарушители могут быть подвергнуты штрафу или даже тюремному заключению.

Альберта, Канада

Городок Драмхеллер, что расположен в 150 километрах от Калгари, недаром называют «Мировая столица динозавров». Здесь находится Королевский Тирелловский палеонтологический музей. Это единственный музей в Канаде, посвященный палеонтологии. В нем находится одна из крупнейших выставок полных скелетов динозавров. Музей также известен 26 метровой, весящей 65 тонн скульптурой самки тираннозавра, самого свирепого хищника, когда-либо жившего на нашей планете. Этот макет в четыре раза превосходит по размерам настоящего динозавра.

Если в вас вдруг проснулось желание ощутить себя настоящим археологом, тогда поезжайте к юго-востоку до заповедника под названием «Провинциальный парк динозавров». Это место названо так из-за огромных залежей палеонтологических окаменелостей. Заповедник входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Доступ к парку возможен только для участников специально организованных экскурсий в сопровождении гидов. Вы сможете посетить место раскопок «Центрозавр» или даже принять участие в поисках окаменелостей под руководством опытного техника – палеонтолога. Место раскопок находится под охраной закона, поэтому вам запрещается что-либо из находок уносить с собой.

Юрский берег, Великобритания

В то время как такой знаменитый природный объект, как «Дверь Дурдла» (Дердл Дор), входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО, известен всем, не каждый турист, совершающий путешествие в эти края, знает, что, кроме потрясающих пейзажей, Юрское побережье хранит в себе невероятные запасы окаменелостей всех трех периодов мезозойской эры: триаса, юрского, мелового. Эти палеонтологические сокровища, возрастом в 185 миллионов лет, привлекают к себе не только профессиональных археологов, но и любителей.

Если вы хотите попробовать свои силы и принять участие в раскопках, тогда отправляйтесь на открытые для всех любителей древностей участки берега, такие, как Чармут. Чтобы ознакомиться с коллекцией окаменелостей, найденных на Юрском побережье, посетите Музей естествознания в Лондоне. Здесь представлена экспозиция необычайных находок палеонтолога XVIII века Мэри Аннинг и экспонаты из частных коллекций.

Монголия

В начале 1920-х годов под руководством ученого Роя Чепмена Эндрюса была снаряжена экспедиция, которая направилась в пустыню Гоби, в район Пылающих скал. Там, среди потрясающих своей красотой красных ландшафтов, Эндрюс и его команда совершили множество впечатляющих открытий, среди которых находка первого известного науке гнезда яиц динозавров, которое в настоящее время выставлено в Нью-Йорке, в Американском музее естественной истории.

Считается, что именно пустыня Гоби является местом массового вымирания динозавров. В подтверждение этой гипотезы в этом регионе находятся самые большие скопления окаменелостей, такие как зубы, кости, яйца и множество отпечатков этих гигантских рептилий.

В 2016 году в монгольской пустыне были обнаружены самые большие следы лап динозавров величиной в 1 метр! За прошедшие со времени первой экспедиции годы в этих местах нашли останки 47 рептилий. Многие из них выставлены в Центральном музее монгольских динозавров в столице Улан-Баторе. Для каждого желающего доступны туры по палеонтологии: «Откройте для себя Монголию», организованные National Geogaphic.

Гавайи, США

Тем из вас, кто стал увлекаться динозаврами после просмотра культовой франшизы «Парк Юрского периода», лучше всего отправиться на Гавайи, где снимали большую его часть. Хотя вы не обнаружите там множества клонированных динозавров, бродящих в окрестностях, зато сможете сделать огромное количество прекрасных фотографий в местах съемок фильма, особенно на островах Кауаи и Оаху.

На Кауаи обязательно посетите водопад Манавайопуна, известный также, как «Водопад Юрского периода». Он показан в первом фильме, когда возле него приземляется вертолет. Не забудьте побывать и на знаменитом побережье На-Пали. Оно представлено в двух фильмах в сценах, когда герои прибывают на вымышленный остров Нублар.

Чтобы увидеть знаменитый по фильму водопад, вам придется заказывать вертолетную экскурсию, так как он находится на частной территории. На побережье На-Пали вы сможете побывать и без воздушного тура, просто отправившись туда по тропе Калалау.

Монтана, США

Одним из самых известных мест, где находится множество ископаемых окаменелостей динозавров, является геологическая формация Hell Creek в Монтане, где можно без особого труда найти останки этих гигантских рептилий, если вы, конечно, не боитесь испачкать руки. Доказательством этому послужила невероятная находка Клэйтона Фипса. В 2006 году фермер из штата Монтана, который очень увлекался динозаврами, обнаружил хорошо сохранившиеся окаменелости трицератопса и тираннозавра, которые, казалось, погибли, сражаясь друг с другом.

Если вы собрались посетить Hell Creek, вы должны помнить, что сбор окаменелостей считается незаконным, если у вас нет разрешения от Федерального агентства по управлению земельными ресурсами или от владельца конкретного участка земли. В этом случае вам лучше присоединиться к организованным общественным раскопкам.

Полуостров Юкатан, Мексика

Одна из теорий массового вымирания динозавров гласила, что причиной этому послужило столкновение с Землей гигантского астероида, и упал он в районе полуострова Юкатан, на территории современной Мексики. Доказательством своих предположений ученые считают обнаруженный огромный кратер Chicxulub, получивший свое имя от названия соседнего портового города. Этот кратер, возраст которого насчитывает не менее 66 млн лет, является отличным местом для изучения геологии и причин, вызвавших гигантское вымирание динозавров.

Как нам всем в детстве хотелось, чтобы герои сказок или фантастических рассказов могли оказаться рядом. Особенно, если это касалось тех персонажей, с которыми нам не удалось встретиться только потому, что мы просто разошлись с ними во времени. Конечно же, прежде всего, нам представляются динозавры.

А может они, все-таки, где-то еще сохранились? На каком-нибудь необитаемом острове, или в непроходимых тропических лесах, куда еще не ступала нога человека, или на недоступном горном плато, так хорошо описанном в романе Конана Дойля «Затерянный мир». Вот и ищут все время энтузиасты заповедные места по всему миру, где могли бы еще остаться чудом выжившие древние рептилии, но, к сожалению, в этом, как всегда, везет больше всего только вымышленным палеонтологам из романов.

Вы бы хотели почувствовать себя палеонтологом?