Жертва овербукинга: почему билетов на самолет иногда покупают больше, чем мест в салоне, и что делать в подобной ситуации

Овербукинг — явление, распространенное за границей, однако не закрепленное законодательством в нашей стране. Разбираемся, что это такое, каковы причины данного явления и как защитить свои права, если столкнулся с овербукингом.

Суть понятия

По статистике, 10 процентов пассажиров по той или иной причине не попадают в салон самолета. У кого-то возникают форс-мажорные обстоятельства, вынуждающие к отмене поездки. Соответственно, авиаперевозчики в данном случае несут убытки из-за неполной заполняемости салона.

Чтобы обезопасить себя, компании и придумали овербукинг. Это продажа большего количества билетов, нежели вмещает в себя салон самолета. То есть если кто-то в последний момент передумал лететь, то все равно место будет занято другим пассажиром.

Как показывает практика, так происходит в большинстве случаев, однако бывают ситуации, когда все без исключения регистрируются на рейс. Тут-то и выясняется, что четверо пассажиров имеют билеты на одни и те же места.

Действия сотрудников

В такой ситуации лишних пассажиров сотрудники авиакомпании уговаривают улететь другим рейсом. У европейских авиаперевозчиков в данном случае все предусмотрено, например выплата компенсации в размере от 250 до 600 евро. Также авиаперевозчик оплачивает все дополнительные вынужденные расходы пассажира, например проживание в гостиничном номере до ожидания следующего рейса, траты на питание и т. д. Правила овербукинга прописаны в законодательстве европейских стран, поэтому чаще всего проблем не возникает.

Но вот в российском законодательстве таких правил нет, поправки в соответствующих законах пока еще не приняты. Получить компенсацию бывает тяжело. В то же время сотрудники авиакомпаний пытаются уладить ситуацию, предложив лишним пассажирам свободные места, если таковые имеются. Например, человек купил билет в экономкласс и столкнулся с овербукингом. А в бизнес-классе есть свободные места. Тогда ему предлагают лететь бизнес-классом. Согласитесь, весьма неплохой обмен.

Как защитить свои права

Но случается и так, что мест реально нет и при всем желании бортпроводники не могут предложить альтернативные варианты. Что делать пассажиру в таком случае? Не паниковать и взять себя в руки. Снимать все на камеру, включая разговоры с бортпроводниками и с представителями компании, тогда будут доказательства.

В соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса РФ, авиаперевозчика можно оштрафовать на сумму от 25 до 50 процентов от минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки доставки пассажира в пункт назначения. Пассажир же имеет право на горячее питание, если рейс задерживается более чем на 240 минут. Если задержка свыше 240 минут в ночное время и 480 минут в дневное, то ему обязаны предоставить гостиничный номер для отдыха. То есть даже если вас пересадили на другой рейс, то вы вправе добиться компенсации от авиакомпании.

Чтобы избежать овербукинга, старайтесь подходить к стойке регистрации в числе первых, а не в последний момент перед вылетом. Обращайтесь в суд за компенсацией, если стали жертвой данного явления.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы когда-нибудь сталкивались с овербукингом?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.