Почему турбулентность атмосферы усилилась за последние 40 лет и как это влияет на авиаперелеты

Изменение климата отражается на многих областях человеческой деятельности, в том числе на авиаперевозках. Одним из негативных следствий роста приземных температур стал рост подвижности воздушных масс. Проще говоря, они начинают активнее перемешиваться. Увеличивается скорость вертикального движения воздушных потоков, что отражается на учащении случаев сильных гроз, шквалов, экстремальных ливней и града. Но даже при хорошей погоде нагрев атмосферы ведет к большей нестабильности атмосферы. И если грозу легко заметить и облететь стороной, то стохастические конвективные процессы возникают спонтанно, что негативно отражается на авиаперелетах и ускоряет износ самолета.

Что показало исследование

В соответствии с новым исследованием глобальное изменение климата увеличивает уровень турбулентности атмосферы, что ведет к росту расходов транспортных компаний и повышению риска для экипажа и пассажиров авиалайнера.

В нагретом избытком парниковых газов воздухе возрастают нестабильность и траектория движения самолета, если рассматривать вертикальный срез, начинает напоминать слегка волнистую линию, тогда как в идеале она должна быть ровной. Как рассказал один из соавторов исследования, каждая минута полета в условиях повышенной турбулентности ускоряет износ транспортного средства и риск травмирования пассажиров и проводников. При этом общее время пути авиалайнера увеличивается, а предельно допустимый вес машины снижается.

Проще говоря, турбулентность делает полеты похожими на езду по ухабистой дороге, но поскольку все происходит в воздухе, то это несет в себе потенциальную опасность.

Что показали наблюдения

Как показали данные наблюдений, с 1979 года по настоящее время продолжительность сильной турбулентности в Северной Атлантике выросла на 55 процентов, несмотря на довольно скромную величину глобального потепления с того времени. При этом цифры по средней и слабой турбулентности несколько скромнее – 37 и 17 процентов соответственно. На других загруженных авиатрассах, например, над Европой и Южной Атлантикой, изменения были меньше, но все равно значительные.

Ранее рост турбулентности при усилении парникового эффекта атмосферы прогнозировался на основе моделей. Но теперь появились наблюдательные подтверждения того, что это происходит в реальности.

Что предлагают авторы исследования

По мнению ученых, необходимо инвестировать в улучшение системы прогнозирования и отслеживания турбулентности, чтобы можно было выбирать более комфортные по турбулентности маршруты. Однако не ясно, насколько целесообразно отслеживать подобные явления.

Комментарии