Вот почему Алиса и Сири! Людям больше нравятся технологии, если они ассоциируются с определенным полом
Сейчас довольно-таки сложно найти гаджеты, в которых не был бы установлен голосовой помощник. Это и не удивительно, ведь такие помощники упрощают использование гаджетов, к тому же они помогают не только искать нужную информацию, но и могут скрасить досуг, восполнить недостаток общения.
Но, используя эти технологии, люди редко задумываются о том, что они имеют гендерную окраску. Как правило, помощники названы женскими именами и обладают соответствующими голосами.
Не опасно ли это
Темой нового исследования, опубликованного в журнале Journal of Experimental Social Psychology, стали последствия использования гендерных технологий. Выводы, к которым пришли специалисты, весьма неоднозначны.
Ученые выяснили, что использование помощников, наделенных выраженной гендерной принадлежностью, усиливает стереотипы, предрассудки и формирует индивидуальную привязанность к антропоморфизированным технологиям.
Что выяснили специалисты
Исследователи Эшли Мартин и Малия Мейсон выяснили, что 90% виртуальных помощников изначально запрограммированы, как бинарный женский пол. То есть, подавляющее большинство используемых гендерных технологий ассоциируется с прекрасной половиной человечества.
Специалисты полагают, что такое положение дел способствует формированию стереотипа восприятия настоящих женщин, как послушных, услужливых и всегда доступных. То есть, по мнению исследователей, прямым последствием массового использования гендерных технологий является не только поддержка существующих социальных стереотипов, но и их формирование у подрастающего поколения.
Почему же выпускаются такие приложения
Но, если такие технологии настолько опасны и вредны, по какой же причине производители продолжают выпускать помощников, выражающих гендерные типажи?
Исследователи полагают, что это обусловлено коммерческой выгодой, то есть экономически целесообразно. По мнению специалистов, гендерные технологии создают привязанность, что увеличивает индивидуальное стремление к приобретению именно этих продуктов.
Как работали ученые
В своей работе исследователи использовали отзывы покупателей Amazon. В общей сложности ученые проанализировали 9 767 развернутых отзывов о голосовых помощников.
Также специалисты провели четыре отдельных исследования, в которых приняли участие 1013 человек (средний возраст 36 лет, 55% были женщинами). Участвующим предложили ответить на серию вопросов о возникающих у них чувствах и эмоциях при использовании гендерной технологии. Причем речь шла не только о голосовых помощниках, установленных в смартфонах и в компьютерах, но и о пылесосах, аудиоколонках и других предметах. Участники не только оценивали собственные чувства (от безразличия до любви), но и описывали желаемых технологичных помощников с учетом гендера и без.
В результате исследования ученые установили, что люди предпочитают «очеловечивать» технологии. Наибольшей симпатией, а также доверием у них пользуются технологии с «женским лицом».