Бурная дружба Ван Гога с Полем Гогеном была обречена. Поэтому великий художник и отрезал себе ухо

Дружба мастеров постимпрессионизма Поля Гогена и Винсента Ван Гога длилась всего 63 дня. Отношения между художниками были интенсивными и бурными, причем закончились одним из самых странных событий в истории искусства — Ван Гог отрезал себе ухо. Что случилось на самом деле? Почему мужчины так и не смогли ужиться?

Приглашение, изменившее его жизнь

В течение многих месяцев Ван Гог писал своему кумиру Полю Гогену письма, приглашая его поселиться в небольшом сонном французском городке под названием Арль. Планы Винсента были попросту наполеоновскими — он собирался создать в поселке настоящую коммуну свободных художников.

Сам художник не годился на роль организатора, поэтому и пригласил более опытного Гогена. Ван Гог надеялся, что его новый друг возглавит союз творческих людей, а Арль вскоре превратится в место паломничества всех деятелей изобразительного искусства.

В 1888 году мечта Винсента осуществилась — Гоген сошел с поезда для того, чтобы стать другом одного их самых странных людей в истории искусства.

Художник, который хотел заработать

Если для Ван Гога встреча с собратом по кисти была символом счастливого будущего, то у Гогена цели были более прагматичными. Приехал он вовсе не по просьбе Винсента. Поль дружил с братом постимпрессиониста Тео Ван Гогом — тот предложил платить ему по 150 франков в месяц, но лишь при условии переезда в Арль.

Гоген не раз называл городок «самой грязной дырой на юге». Он сразу же дал понять, что для него проживание в Арле — не более чем способ собрать немного денег и вернуться на Мартинику. Именно Карибы Поль считал своим домом, местом счастья и вдохновения.

Дружба или конкуренция?

Ван Гог надеялся найти наставника, который помог бы ему реализовать себя. Но отношения между мужчинами вряд ли вписывались в схему «учитель – ученик». Многие их знакомые говорят, что художники были совершенно разными и моментами даже конкурировали.

Именно в тот период Ван Гогом были созданы такие известные работы, как «Звездная ночь над Роной», «Желтый дом». Картины Винсента впечатлили Гогена, но художники чаще конкурировали, чем помогали друг другу. Иногда они даже рисовали одни и те же вещи.

Например, в ответ на картину Ван Гога «Ночное кафе на площади Ламартин в Арле» Гоген создал «Ночное кафе в Арде, мадам Жину» — это была своего рода карикатура на работу соперника. Кстати, художники нередко рисовали друг друга.

Например, именно кисти Гогена принадлежит портрет Винсента под названием «Художник подсолнухов» — на нем художник изображен за полотном, с закрытыми глазами, полностью поглощенный работой.

Разные взгляды, разные личности

Со временем Ван Гог понял, что его друг не собирается возглавлять коммуну художников и не горит желанием стать для кого-то наставником. Как только Винсент осознал, что Гоген не планирует остаться в городке навсегда, он превратился в бомбу замедленного действия. Молодой постимпрессионист все время переживал, что Поль все бросит и уедет — это не могло не отразиться на его эмоциональном состоянии.

Общие знакомые художников говорили, что они были совершенно разными людьми. Гоген был прагматичным, приземленным и в некой мере корыстным. А вот Ван Гог был более мягким, возвышенным, ранимым. Поль рисовал медленно и методично, а вот его молодой друг применял технику широких мазков и порой мог создать картину за несколько часов.

Гоген не раз отмечал, что ему очень претило отсутствие у Ван Гога любви к чистоте и организации. Художника раздражал постоянный беспорядок, которые окружал Винсента — он никогда не убирал за собой, никогда на закручивал тюбики с красками, просто бросал их в корзину.

В то же время Ван Гогу не нравился интерес Поля к деньгам. Винсент представлял себе коммуну как практически монашеский союз художников, объединенных жертвенностью и любовью к искусству. В то же время Гоген видел в подобном возможность неплохо заработать. Он считал, что это должна был организация деятелей искусства, которые бы объединялись, вместе творили, вместе продавали картины и акции. Однажды Ван Гог назвал план Поля «планом еврея» — он считал его слишком меркантильным.

Пожалуй, нет ничего странного в том, что друзья часто ссорились — мужчины были слишком разными.

За два дня до Рождества

Сегодня трудно разобраться с тем, что на самом деле произошло между двумя деятелями искусства. Журналы тех времен представляли Гогена в образе старшего, более умного и опытного наставника, который был очень обеспокоен психическим состоянием своего ученика.

Говорят, что Гоген часто просыпался ночью от того, что Ван Гог стоял у изголовья кровати, наблюдая за сном наставника. Молодой художник транжирил заработанные вместе с Гогеном деньги, проводил вечера с дамами легкого поведения и бутылкой абсента.

Однажды в баре во время ссоры Ван Гог бросил в друга стакан, наполненный тем самым зеленым змием — это было последней каплей. Гоген решил, что возвращается в Париж немедленно, о чем и сообщил Винсенту. Позже Поль не раз упоминал о том, что разъяренный Ван Гог гнался за ним по улицам городка с бритвой в руках. Гоген буквально запрыгнул в поезд и добрался в столицу.

Винсент на тот момент еще не знал о том, что близкий друг уехал. Он вернулся в их общую квартиру и отрезал себе ухо. Психологи говорят, что таким образом Ван Гог перенес часть гнева и ярости, испытываемых по отношению к Гогену, на себя. Кстати, потом художник зашел в публичный дом и подарил проститутке по имени Рейчел собственное ухо, завернутое в платок, «на память».

Печальная концовка

После побега Гогена мастера так никогда больше и не встретились лично. Тем не менее отношения их не были порваны окончательно. Мужчины активно переписывались вплоть до смерти Ван Гога — в возрасте 39 лет художник совершил самоубийство.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Что стало с Полем Гогеном после самоубийства Ван Гога?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.