Славяне и европейцы: по ДНК ученые узнали, кто на самом деле жил в Древнем Риме

Историки изучают Рим на протяжении вот уже сотен лет. Однако эта древняя могущественная империя до сих пор хранит множество тайн и загадок. К примеру, ученым до сих пор очень мало известно о том, кто собственно населял Рим в давние времена и кем были его жители генетически.

Не так давно международная команда ученых во главе со специалистами Римского, Стэнфордского и Венского университетов решили восполнить пробелы в генетической истории древнего государства. В конечном итоге выяснилось, что демографическая обстановка в Древнем Риме на протяжении всего его существования практически полностью отражала происходившие тогда политические события.

ДНК римлян

Результаты выполненной учеными работы были опубликованы в научных журналах в начале ноября этого года. В ходе изучения ДНК из древних захоронений, найденных археологами на территории нынешней Италии, выяснилось, что Рим когда-то пережил две очень крупных миграции переселенцев и несколько более мелких. Также ученые установили, что в течение тысячелетий количество проживавших на территории Древнего Рима людей значительно увеличилось.

Анализ ДНК останков из итальянских захоронений показал, что по мере расширения империи в пределах Средиземного моря, множество людей в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке бросали родные места и переселялись в Рим. Большое количество мигрантов в конечном итоге в корне изменило даже сам внешний облик Вечного города.

«Проведенное нами исследование показало в том числе и насколько динамичным может быть прошлое на самом деле, - сказала аспирант в области антропологии Ханн Мут. - Изучая генетику древних римлян, мы видели, что люди приезжали в эту империю буквально отовсюду. При этом волны мигрантов соответствовали определенным историческим событиям».

Генетические хитросплетения

На настоящий момент в распоряжении ученых находится множество исторических документов и археологических записей, по которым можно точно судить о политических событиях, происходивших когда-то в Древнем Риме. Историки знают о том, какой была торговля в этом государстве, каким образом люди взаимодействовали друг с другом, как жили господа и рабы. Однако из сохранившихся записей, к сожалению, нельзя сделать практически никаких выводов о генетическом составе населения древней империи.

Получить представление о том, кто жил в Риме в давние времена, ученым удалось, таким образом, лишь недавно, используя современные методы изучения ДНК. Чтобы узнать о том, люди каких национальностей населяли самое могущественное государство древнего мира, историки международной команды исследователей собрали в общей сложности 127 образцов тканей из могильников 29-ти мест Италии. При этом для изучения были выбраны ДНК людей, живших на территории Рима начиная от каменного века и до Средних веков.

Самые древние предки: славяне, турки и иранцы

Анализ ДНК из самых ранних образцов тканей показал, что около 8000 лет назад на территорию будущей Римской империи прибыло огромное количество переселенцев из тех мест, где сегодня находятся Турция и Иран. Позднее — примерно 5000-3000 лет назад - в государстве произошел значительный сдвиг в сторону переселенцев-украинцев (людей, населявших территории нынешней Украины).

Через несколько столетий, к моменту основания Рима, население страны стало еще более разнообразным. В генетическом плане государство стало похоже на современные средиземноморские и европейские страны.

Расцвет и переселенцы с Ближнего Востока

Как известно, изначально Рим был лишь скромным городом-государством, население которого было не слишком большим. В течение последующих 800 лет город получил контроль над огромными территориями, простиравшимися на запад до Британии, на юг — до Северной Африки, а на восток — до Сирии, Иордании и Ирака.

По мере расширения в Римской империи укреплялись торговые и военные связи, строились новые дороги, развивались сельское хозяйство и ремесла. Выявленная учеными генетическая история государства в большинстве аспектов подтверждает уже известные историкам факты о развитии и росте государства.

Одновременно с ростом могущества государства в Риме наблюдался значительный сдвиг в происхождении жителей страны. В какой-то момент в страну буквально хлынули переселенцы из Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья. Объяснением этому, по мнению ученых, является то, что в тот период в этих областях наблюдался сильный демографический взрыв. Людям стало тесно и многие решили переселиться на территорию нынешней Италии.

Время потрясений и мигранты из Западной Европы

Следующие несколько столетий для Рима стали временем серьезных потрясений. Империя раскололась надвое, население косили болезни, на столицу обрушилось множество бед. Разумеется, все эти негативные события наложили отпечаток и на жителей государства. В это время генетически население империи сместилось в сторону западноевропейских народностей.

Еще несколько позднее возвышение Священной Римской империи принесло поток мигрантов из Центральной и Северной Европы.

Древние космополиты

По словам ученых, им было очень интересно наблюдать за тем, как менялось происхождение жителей Римской империи всего за несколько столетий, полностью отражая изменения в политических союзах государства с течением времени.

Еще одним фактом, который поразил историков, стало то, что население древнего государства было очень космополитичным. Человек в Риме рассматривался как свободный индивид, житель планеты Земля, а интересы всего человечества в целом ставились выше интересов какой-либо одной нации. По словам специалистов, в древности Рим был настоящим плавильным котлом самых разных культур.

Считаете ли вы космополитизм древних римлян достойным подражания?