Хамо де ла Рейн: великолепная, но полностью фальшивая деревня, в которой королева Мария-Антуанетта любила играть в крестьянку
Мария-Антуанетта известна истории как довольно легкомысленная и эгоистичная женщина, чья расточительность способствовала экономическому краху Франции. Это в конечном итоге привело к революции и смене режима в государстве. На одно только содержание «министров моды» (куаферов, портних, вышивальщиков королевы) требовалось нескольких миллионов ливров в год. Мария-Антуанетта носила запрещенный для других подданных индийский шелк, устраивала разорительные для казны празднества, покупала роскошные драгоценности.
Подданные тепло относились к дофине (Марию-Антуанетту считали доброй), но королеву Франции люди откровенно ненавидели, считая причиной растущей бедности в государстве.
В середине 1780-х годов на фоне растущего напряжения в обществе и недовольства королевской властью (революционеры требовали свержения монархии едва ли не в открытую) Мария-Антуанетта придумала экстравагантный для тех времен и дорогостоящий проект – «настоящую» деревню в Версале.
История идеи и ее воплощение
Детали идеализированной деревенской жизни без грязи и тяжелого труда были популярны среди аристократов во второй половине XVIII века. Художники рисовали пастушек и пасторальные пейзажи, в моде были нежные пастельные оттенки. Дворяне держали ягнят в качестве домашних животных и подтирались живыми утятами.
Первая известная модель декоративной деревни была построена в поместье Шантийи (фр. Château de Chantilly), принадлежавшем роду де Монморанси, и представляла собой комплекс из нескольких зданий под соломенными крышами. Находясь под впечатлением от элегантных интерьеров в «сельском стиле», Мария-Антуанетта создала в Версале свой уголок - Hameau de la Reine.
Строительство декоративной деревни было завершено в 1788 году. Она состояла из множества небольших домиков, искусственно состаренных, но с элементами дворцовой архитектуры, большого фермерского дома, мельницы, голубятни, птичника, скотного двора и молочной фермы. Все здания были окружены цветами и садами, за которыми ухаживали профессиональные садовники Версаля.
Жизнь и быт в Hameau de la Reine
Происходившее в деревне соответствовало представлениям королевы и аристократии о сельской жизни - это сплошные надувательство и бутафория. Юные девушки-крестьянки в платьях с кружевами и лентами полоскали чистые холсты в искусственном ручье, пастухи присматривали за белоснежными овцами (животных едва ли не ежедневно купали и расчесывали), отмытые и побритые розовые поросята щеголяли, украшенные голубыми и розовыми бантами. Hameau de la Reine содержали в идеальной чистоте: любое пятнышко оттиралось, все имеющее неприятный запах поливалось парфюмом и ароматическими маслами.
Королева в сопровождении придворных бродила по деревне, наслаждаясь окружающей пасторалью. Ее наряды были имитацией платья пастушки - хотя и простого кроя, но более роскошного, чем иное придворное платье. Иногда Мария-Антуанетта доила коров или коз, и всегда это были чистые, надушенные животные с напудренным выменем.
В Hameau de la Reine выращивались овощи для королевского стола, но большая часть продуктов (мясо, сливки, сыры и прочее), которые называли «плодом усилий королевы», привозилась из настоящих деревень и даже не всегда оплачивалась.
Хвастовство королевы
Мария-Антуанетта чрезвычайно гордилась своим «творением» и устраивала в Hameau de la Reine «скромные» приемы и вечеринки для королевской семьи и избранного круга придворных. В мемуарах того времени рассказывается, что королева лично разливала кофе, расхваливала свежесть яиц, жирность сливок и вкус земляники (хотя собирали ее не на местном лугу, а привозили из другого места). Словно все, что ели и пили на этих праздниках, было создано руками самой Марии-Антуанетты, а не крестьян и слуг.
В декоративную деревню допускались далеко не все придворные. Оставшиеся «за бортом» жизни королевы злословили и распускали слухи. Недовольство Марией-Антуанеттой росло не только среди обычных людей, но и при дворе.
Судьба HameaudelaReine
Французская революция сокрушила монархию: Людовик XV и Мария-Антуанетта были приговорены к смертной казни, их детей отдали на «воспитание» ремесленнику, где те вскоре погибли от тяжелой жизни.
Несмотря на то что революционеры порицали все, что имело отношение к королевской власти (и даже некоторые человеческие ценности), великолепный Версаль, а с ним и Hameau de la Reine устояли. Был полностью уничтожен амбар, где королева устраивала балы, но остальные постройки пострадали незначительно.
В конце 1990-х годов декоративную деревню отреставрировали и открыли для посещения. Конечно, в этом месте нет ни овец, ни крестьянок, ни поросят, но человек с воображением может представить, как протекала деревенская жизнь, придуманная Марией-Антуанеттой.