Ритуалы Древней Руси: зачем женщины подражали курицам и вовсю кудахтали

А вы знаете, что подражание звукам птиц и животных – это не простая демонстрация актерского мастерства? Охотники, конечно, используют манок, чтобы привлечь диких уток. Но зачем простые крестьянки в славянских землях начинали усердно кудахтать? Что они хотели этим продемонстрировать? Что означал подобный ритуал и какую пользу он должен был принесли в дом?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, когда раздается из птичьего двора громкое кудахтание. Это случается тогда, когда курица снесет яйцо. Но значит ли это, что птице подражали роженицы? Совсем нет. Имитацией звуков они практиковали так называемую симпатическую магию. Что это такое? Читаем дальше.

Симпатическая магия

«Подобное порождает подобное» - этой краткой формулировкой можно обозначить цель совершения определенных ритуалов. Например, колядники сыплют на хозяев дома зерно, чтобы и Бог послал им жито-пшеницу. Звуковая имитация была и самостоятельным обрядом, и частью более сложных ритуалов симпатической магии. Конечно, кормилицей бедной крестьянской семьи была корова. Но курица, в силу того, что она могла нести яйца и без наличия на птичьем дворе петуха, являлась символом плодородия.

Древние славяне считали, что женщины с рождения наделены магическими способностями. И они могут побудить домашнюю птицу нестись чаще и усерднее, если установят с ней волшебную связь. А этого, в свою очередь, они могут достигнуть, если «перевоплотятся» в куриц, то есть, будут издавать звуки, максимально похожие на кудахтанье. К слову сказать, этот обряд встречался не только на территории России. Он в том или ином виде был записан этнографами во всех славянских землях – от словенских до белорусских. И в некоторых странах такие ритуалы были очень интересными, если не сказать забавными.

Когда женщины кудахтали

Христианство, пришедшее на славянские земли с греческими проповедниками, не искоренило живучие в народной среде языческие верования. Особенно это касалось тех обрядов, которые были призваны увеличить благосостояние людей. Церковь только возглавила эти ритуалы и придала им «христианскую окраску» (достаточно вспомнить Яблочный Спас, Маковей и тому подобные праздники). Рождество в менталитете славян наложилось на отмечание зимнего солнцестояния.

Первые дни нового года, после коловорота, были особо магическими. Поэтому и девушки гадали в крещенский вечерок, а по домам ходили колядники. Как тут было не позаботиться о том, чтобы скотина плодилась? Тем более, что по зимнему времени куры начинали реже нестись. В тех славянских землях, где люди исповедовали католицизм, женщины кудахтали с праздника Святой Люсии (13 декабря), а в православных краях – с Варварина дня (17 декабря). Но в обоих случаях этот обряд прекращался с Богоявлением.

Кто проводил обряд

Всегда ключевую роль в совершении ритуала играла хозяйка дома. Это должна быть женщина в детородном возрасте. Также у нее должны были быть собственные отпрыски. А вот кур и прочей скотины, для которых и предназначался этот ритуал, в доме не должно находиться – иначе пропадет вся сила магического воздействия. Женщина, главная исполнительница ритуала, должна была квохтать и кудахтать, максимально подражая звукам, издаваемым птицей, когда она снесет яйцо.

В некоторых регионах, например, на Галичине (Украина), в Словакии и Болгарии в магическом обряде участвовали и другие члены семьи и даже гости. В Воронеже главным исполнителем был муж. Он надевал тулуп мехом наружу, садился на пороге и громко квохтал. В Чехии девочки кудахтали, а мальчики кукарекали. В Сибири один из колядующих переодевался курицей, желая хозяевам приплода скота. А у южных славян первый же гость, пришедший после празднования Рождества, должен был кудахтать.

Полная имитация

В симпатической магии важно максимально приблизить совершаемый ритуал к ожидаемому результату. Поэтому женщины старались вовсю. Они не только точно подражали кудахтанью снесшей яйцо курице, но и старались сымитировать повадки птицы. На востоке Словакии и западе Украины женщины разыгрывали настоящее театральное действо. Они приносили сено, раскидывали его у печи, сами садились в эту кучку и начинали подгребать сухую траву под себя, как делает курица, мастерящая гнездо.

При этом волосы крестьянок должны быть всклокоченными, чтобы создавалась иллюзия гребешка. Прокудахтав в этом импровизированном гнезде достаточное время, женщина вставала, сгребала сено и относила его в курятник, подстелив под наседок. Считалось, что этой сухой траве передавались магические свойства, и она будет побуждать птиц активнее нести яйца.

Угощение курам

Поскольку главным кормом птиц являлось зерно, то в обрядах кудахтанья нашлось место и ритуальной каше, кутье. В Гомельской области Беларуси хозяйка в канун Рождества снимала горшочек с печи и говорила магическую формулировку, которая в переводе звучит так: «Все куры кох-кох-кох, а моя яички несет!». Но кутью при этом ели члены семьи. При этом дети активно принимали участие в ритуале.

При словах «кох-кох-кох», они должны были подбежать к матери, вцепиться ей в юбку и следовать за ней, пока она несет кашу к столу, имитируя цыплят и громко попискивая «ко-ко-ко». У сербов есть похожий обычай, когда женщина говорит «кво-кво», а дети вторят «нуйи-нуйи». А у чехов и словаков все присутствующие за столом дружно кричат в ответ на кудахтанье хозяйки дома «цьяп-цьяп».

Обряд выведения птенцов

Цыплят, конечно, считают по осени. Но заботятся об их выведении из яйца уже в крещенские праздники. В Винницкой области Украины в Сочельник детям на пол рассыпали угощения, чтобы они, пища как маленькие цыплята, их собирали. На Сумщине в первый день года жена должна кормить кур, приговаривая «квох-квох». В это время ее муж должен отвечать ей тоненьким голоском «чив-чив».

А какие ритуалы проводят для увеличения поголовья домашней скотины в вашем регионе?

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.