Нелегкая судьба Анны Павловой - балерины, покорившей мир

Что вы знаете о жизни Анны Павловой? Эта балерина, без преувеличения, стала «лицом» русского сценического искусства. Но ее судьба до сих пор остается тайной даже для отечественных исследователей. Мы не можем сказать точно, кто был ее отцом. Нам доподлинно неизвестно, была ли прима замужем. Даже о причине ее смерти существуют две версии! Одним словом, вся жизнь Анны Павловой окутана тайной.

Тем не менее, это не помешало балерине блистать на самый известных сценах Европы, Северной и Южной Америк. Но она танцевала также и на деревянных помостах городских ярмарок. Для нее главным было показать красоту искусства балета всем, кто ее окружает, безразлично, были ли это представители социальной элиты или простые люди. Постановка «Умирающий лебедь» прославила ее на весь мир. Но она создала свою манеру танца, совершив определенную революцию в балете. Давайте же вспомним о жизни и непростой судьбе примы.

Тайна отцовства

По поводу матери Анны Павловой никаких секретов нет. Мать девочки, Любовь Федоровна, была простой прачкой. А вот от какого отца родилась 31 января (12 февраля) 1881 года маленькая Аня? По одной из версий, Любовь Федоровна была замужем за солдатом в отставке Матвеем Павловым. Отец Ани умер, когда ей было всего два года. Но есть и более пикантная версия. Согласно ей, балерина была внебрачной дочерью банкира Лазаря Полякова.

Узнав о беременности своей любовницы, он дал ей откупные, но отцовства над ребенком не признал. Где правда? С одной стороны, Анна часто вспоминала трудное и небогатое детство. Но с другой стороны, ее взяли в Императорскую балетную школу, где обучение стоило ой как недешево. Сама балерина терпеть не могла, когда к ней обращались по отчеству. Она настаивала, чтобы ее звали просто по имени.

Одержимость балетом

Несмотря на скромные доходы, прачка Любовь Павлова посещала театр. И однажды взяла с собой 8-летнюю Аню. В Мариинском театре тогда ставили «Спящую красавицу». Увиденное на сцене потрясло девочку, и она заявила, что тоже станет балериной. Мать подумала, что это всего лишь детская блажь. Но Аня была очень настойчивой. И мать сдала ее на обучение в Императорскую балетную школу.

Нельзя сказать, чтобы там ей поначалу были очень рады. Болезненная, хрупкая, худая, если не сказать тощая, девочка не вписывалась ни в каноны русской красоты XIX века, ни в стандарты балета, где ценились круглые формы. Но одержимость этим видом сценического искусства сделало свое дело. Аня работала на износ и за девять лет учебы стала лучшей в классе. Один из педагогов, Павел Гердт, сказал будущей приме пророческие слова: «То, что вы считаете недостатком, является ценным качеством, выделяющим вас из толпы». Он имел в виду болезненную хрупкость, трагическую грацию танцовщицы, ее легкость и артистизм.

Начало карьеры

Школу Анна Павлова закончила в 1899 году. И, как лучшую выпускницу, ее тут же зачислили в труппу Мариинского театра, того самого, где когда-то девочка впервые открыла для себя чарующий мир балета. Выступать в массовке ей пришлось недолго. Уже в 1902 г. она числится второй солисткой, а через год – первой. В 1905 году ее удостаивают звания примы-балерины.

Известной на весь мир ее сделала хореографическая постановка «Лебедь». Ее создал специально для Павловой балетмейстер Михаил Фокин. В миниатюре, которая спустя несколько лет стала называться «Умирающий лебедь», основной акцент ставится на болезненной хрупкости исполнительницы. Постановка была впервые показана на благотворительном вечере в 1907 году. Но вскоре «Умирающий лебедь» стал «визитной карточкой» московского и даже русского балета.

Турне

В 1907 году импрессарио Сергей Дягилев презентовал в Европе программу под названием «Русские сезоны». В состав труппы для этого турне он пригласил и Анну Павлову. Конечно, прима выступала в роли умирающего лебедя, и эта хореографическая миниатюра была «гвоздем программы». Павлову изображали на постерах и афишах, ее появление встречали бурными аплодисментами. Рига, Копенгаген, Стокгольм, Берлин… А на следующий год ее ждали подмостки в Лейпциге, Вене и Праге.

Особенно приме запомнилось пребывание в Стокгольме. После окончания концерта огромная толпа людей, богато и бедно одетых, молча шла за ее экипажем до самой гостиницы, а потом сгрудилась под ее окнами. Когда же она вышла на балкон, раздались овации. Растроганная такой народной любовью, балерина стала кидать вниз букеты и корзины с цветами, которые ей вручили в театре. «Чем я вызвала такое признание?» - спросила прима горничную. «Вы заставили их забыть о собственных заботах и подарили им минуты счастья», - ответила та.

Была ли артистка замужем?

После турне балерина стала примой в труппе Дягилева. Художник Серов, когда писал эмблему для его театра, изобразил тоненький и хрупкий силуэт Павловой. Но отношения с Дягилевым у балерины не сложились. Ей претил пафос, гламурные декорации, которые были характерными для русской школы. Она оставила театр Дягилева и собрала свою труппу. Тут как раз, когда балерина гастролировала в Берлине, грянула Первая Мировая война. Чудом ей удалось уехать в Великобританию, где она и поселилась.

Анна открыла собственную хореографическую школу. Всем и каждому Павлова говорила, что балет и тихое семейное счастье – понятия несовместимые. Но после смерти примы ее импресарио Виктор Дандре, наследственный аристократ, выпустил мемуары, где заявлял, что его связывали с Павловой узы законного брака. Роман завязался еще тогда, когда Анне шел двадцатый год. Самому Виктору в то время было 31. Через несколько лет они поженились, но держали это в тайне. Стоит ли верить этим заявлениям? Дандре взял на свои плечи все хозяйственные и административные хлопоты, связанные с выступлениями. Как опытный импресарио, он умел подогреть интерес публики. При этом он выявлял терпимость любящего мужчины ко всем капризам и истерикам примы.

Смерть

Павлова, как бы это сейчас назвали, была трудоголиком. Она выходила на сцену до самой своей смерти. Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Гавана и Коста-Рика, США и Канада, Чили, Мексика, Китай, Южная Африка, Уругвай, Япония, Австралия и Новая Зеландия – география гастролей труппы Павловой впечатляет. Ее не останавливали ни политические волнения в этих странах, ни эпидемии. Так, она посетила Эквадор, несмотря на масштабную вспышку желтой лихорадки. Но судьба распорядилась так, что во время одного из таких переездов произошла железнодорожная катастрофа. Балерина получила ушибы и сильно переохладилась. В Голландии ей поставили диагноз "плеврит". Она скончалась в Гааге 23 января 1931 года.

Вас заинтересовала судьба Анны Павловой? Что вы думаете по этому поводу?

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.