Утраченное сокровище: как Владимирская тиара рода Романовых оказалась на голове королевы Великобритании

Не секрет, что у каждой королевы имелось огромное количество украшений – в том числе всевозможных диадем и тиар. Русские императрицы не были исключениями – и их шкатулкам с ювелирными сокровищами можно было только позавидовать. Однако судьба этих украшений в конечном счете оказалась незавидной – после того, как короли с императорами и их жены в нашей стране канули в Лету, так же испарились и их ювелирные принадлежности. Какие-то пропали бесследно, какие-то с течением времени «всплыли» в коллекциях разных людей. В России в конечном итоге осталась лишь одна-единственная тиара, хранящаяся нынче в Алмазном фонде: это бриллиантовая диадема с розовым бриллиантом, принадлежавшая в свое время императрице Марии Федоровне (жене Павла Первого). У остальных тиар судьба оказалась иной. Вот, например, Владимирская тиара, сокровище династии Романовых, – что стало с нею?

Экскурс в историю

Владимиру Александровичу Романову никогда не довелось сидеть на троне и править нашей страной. Он был младшим братом Александра Третьего, третьим сыном и четвертым ребенком Александра Второго и великим князем. Несмотря на то, что императором Владимир так и не стал (после Александра Третьего престол унаследовал его сын), он, как и любое другое лицо королевской семьи, был высокочтимым человеком в стране.

В 1874 году Великий князь Владимир собрался жениться. Невесте, своей дальней родственнице со стороны отца и по линии бабки, немецкой принцессе Мекленбург-Шверинской (ее звали Мария Александрина Элизабета Элеонора; выйдя замуж, она стала именоваться Марией Павловной), он преподнес на свадьбу шикарный подарок – ошеломительной красоты и роскошества тиару. Изготовили ее специально для этого случая в знаменитом в те годы ювелирном доме Болин. Поскольку заказывал и дарил ее Владимир – то по его имени тиару и стали называть Владимирской.

Внешний вид тиары

Данное драгоценное украшение было поистине королевской красоты! В конце девятнадцатого столетия, когда тиара и создавалась, в моде в нашей стране было сочетание жемчугов и алмазов. Именно так, в лучших традициях императорской семьи, и выполнена Владимирская тиара. Она состоит из пятнадцати колец, которые вплетены одно в другое. Все кольца усыпаны бриллиантами, в середине каждого находится подвеска с каплевидной жемчужинкой. Поверху бриллиантовых колец идет отделка в виде алмазной ленты волной. Даже на фотоснимке тиара смотрится изумительно, что же говорить о впечатлении, которое она производит вживую!

До революции

Несомненно, что Мария Павловна весьма обрадовалась подарку. Тиара стала одним из ее любимейших украшений. В ней она часто появлялась на всевозможных приемах, блистала на балах – например, на великолепных императорских балах в Зимнем дворце. Как бы ни наряжались великосветские дамы – но стоило выйти Марии Павловне во Владимирской тиаре, как вся красота окружающих меркла по сравнению с той, что она излучала.

Революция и ее последствия

Всем известно, чем для царской семьи обернулся 1917 год. Мария Павловна здесь проявила, пожалуй, большую прозорливость: едва только начались мятежи и восстания, она покинула Петербург. Сначала мудрая княгиня выехала на Кавказ, надеясь, что рано или поздно сможет вернуться в родные пенаты Владимирского дворца. Однако с течением времени надежда таяла, становилась все более призрачной и наконец исчезла совсем. В сопровождении детей Мария Павловна эмигрировала за границу – в Лондон. Свои многочисленные украшения-сокровища, до коих она слыла большой охотницей, Великая княгиня вывезла с собой.

Сокровища в тайнике

Однако не все было так просто. Покидая Петербург, Мария Павловна оставила свою «ювелирку» в тайнике. На Кавказ везти украшения резона не было, однако женщина понимала: если придется уехать за рубеж, там без драгоценностей прожить будет тяжко. Именно поэтому до поры до времени мудрая и прозорливая немка свои сокровища припрятала – в специальный тайник в своих личных апартаментах.

Операция по «спасению» драгоценностей

Когда же возникла необходимость отправления за границу, стало очевидно: сокровища нужно достать. Было понятно, что самой Марии Павловне в Петербург, и уж тем более во Владимирский дворец, не проникнуть. Ее выручил давний приятель, страстный любитель драгоценностей, британец по фамилии Стопфорд. В России он находился в качестве дипломата и был вхож в дома русской знати.

Мария Павловна точно проинструктировала его, где находятся украшения и как достать их. Стопфорд переоделся в женскую одежду и в таком виде, ни у кого не вызвав вопросов и подозрений, пробрался в покои княгини во Владимирском дворце. Он изъял все сокровища Марии Павловны и, пользуясь дипломатической неприкосновенностью, беспрепятственно вывез их в Лондон. До тех пор, пока Мария Павловна не приехала, он бережно хранил все ее украшения у себя.

Владимирская тиара за границей

В чужой стране Великая княгиня прожила недолго. Она выехала за рубеж в феврале 1920 года, а в августе того же года, будучи во Франции, Мария Павловна ушла из жизни. Перед этим она успела составить завещание, согласно которому все ее сокровища отходили детям: трое сыновей – Борис, Кирилл и Андрей – унаследовали жемчуг, рубины и изумруды; что же касается роскошной Владимирской тиары, то она отошла к единственной дочери Елене, равно как и бриллианты из материнской коллекции.

В 1921 году Елена оказалась в бедственном положении. Находясь в чужой стране, вдали от дома, без денег, она была вынуждена расставаться с материнскими сокровищами. Так Владимирская тиара в числе довольного большого количества драгоценностей перекочевала в руки к Марии Текской – тогдашней правительнице Великобритании и по совместительству бабушке Елизаветы Второй. Та давно мечтала заполучить подобное сокровище, о котором в свете ходили легенды. А став его обладательницей, решила сделать украшение более универсальным – таким, чтобы оно подходило к любому наряду. С этой целью англичанка распорядилась сделать жемчужные подвески в тиаре съемными и заказала второй комплект подвесок – из изумрудов каплевидной формы.

В настоящее время

В 1953 году Владимирскую тиару унаследовала Елизавета Вторая. Она и по сей день успешно правит Британией, а бывшее сокровище династии Романовых является ее любимым украшением.

Очень часто британскую королеву можно увидеть во Владимирской тиаре – то в ее оригинальном виде, с жемчужными подвесками, то с изумрудными.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, справедливо ли то, что украшение, изготовленное для женщин российской императорской семьи, ныне принадлежит другой стране? Может быть, необходимо предпринять шаги по возвращению тиары в «родную гавань»?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
-4
Нет, тиара принадлежала не России, а Марии Павловне! Я надеюсь, как только российские власти посягнут на собственность дома Виндзоров, им отрубят руки. Выкиньте эту ложную идею из головы.
Копировать ссылку
А я надеюсь отрубят руки тебе, чтобы люди не читали ту ересь, которую ты здесь «мараешь»
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.