"Говорящие камни" индейцев чероки: загадочные надписи, обнаруженные в пещере Алабама, наконец-то расшифровали

Современные романтики, жаждущие поиска приключений, нередко жалуются на то, что в мире уже все открыто, изучено и прописано в учебниках и энциклопедиях. Когда-то загадочный, полный тайн мир, в наши дни напоминает пирог, из которого давно извлекли начинку любопытные дети.

Но так ли это? Конечно же, времена путешественников, конкистадоров, археологов-первооткрывателей, пиратов давно прошли. Но тайн, ждущих своей разгадки, в мире осталось еще немало. Конечно же, большая их часть связана не с географией, а с историей. И особенно много загадок таят в себе исчезнувшие индейские цивилизации. И речь вовсе не о майя или ацтеках, о них человечеству известно достаточно много.

Что мы знаем о жизни и культуре индейцев Северной Америки? Если отбросить в сторону увлекательные романы Фенимора Купера и снятые по ним фильмы, то ответ будет неутешительным – практически ничего.

И не стоит думать, что индейцы были дикарями, не оставившими после себя никакого следа. Это не так. К примеру, Чероки оставили в одной из пещер, находящихся в Алабаме, весьма непонятные символы. Надписи удивительно хорошо сохранились. А пещера, в которой они были обнаружены, надолго стала предметом интереса историков, археологов и любителей древностей.

Где сделана находка?

«Говорящие камни» индейцев Чероки, так «окрестили» находку журналисты, были обнаружены в одной из наиболее загадочных, странных и известных пещер штата Алабама, находящихся вблизи городка Форт Пейн. Эта пещера настолько известна, что многие американцы, да и не только они уверены в том, что «Форт Пейн» - ее второе название, а о маленьком городе с населением в 14 000 человек и понятия не имеют. Конечно же, речь о пещере Маниту.

Место это непростое. Городок вырос в XIX столетии там, где раньше располагался очень большой поселок Чероки, который англичане называли Уиллстаун. К сожалению, об этом месте известно не очень много. Долгие годы его пытались представлять в качестве большой и неразвитой деревни. Сейчас же американские историки и археологи не придерживаются такой позиции. Что же касается пещер, то по одной из версий, они были неотъемлемой частью этого поселка.

Что найдено?

Находка представляет собой силлабическое или же слоговое письмо. Его часто называют просто силлабарием. Это специфический вид письменности, в котором символ отображает не один конкретный звук, а их сочетание, как правило, согласного с гласным.

Значение этого открытия переоценить сложно. Долгое время считалось, что у Чероки не было ничего – ни письменности, ни «нормальных» домов, ни культуры. Этих индейцев представляли так же, как их описал в своих романах Купер – кровожадными и недалекими охотниками за скальпами, которые только и занимались тем, что «выходили на тропу войны» с томагавками в руках. Немногие в США даже знали о том, что Чероки – это союз нескольких племен, а не самоназвание одного из коренных североамериканских народов. А уж о том, что Чероки проводили спортивные состязания, к примеру, по игре в мяч, и вовсе мало кому известно.

Насколько стары эти надписи? О чем в них говорится?

Возраст надписей ученые определили достаточно быстро. Что и не особо удивительно, ведь в их распоряжении были все современные возможности для анализа возраста находки. Историки датировали обнаруженные письмена 1828 годом. А вот над расшифровкой их содержания ученым пришлось потрудиться.

Результаты работы историков совсем недавно были опубликованы в журнале Antiquity. И вопросов они вызывают достаточно много. Ученые утверждают, что в надписях описываются спортивные матчи по стикболу (английское название индейской игры в мяч), включая и данные о датах проведения, а также счет по завершении. Также в пещере присутствуют надписи, рассказывающие про ритуальные действия, совершаемые игроками накануне проведения матчей.

Но, помимо спортивной хроники, обнаружены тексты, посвященные различным церемониальным действиям. Например, короткую надпись на потолке, выполненную в виде зеркального отражения, то есть задом наперед, ученые описывают, как «попытку общения с духами, сверхсуществами».

Кто исследовал и расшифровывал надписи? Есть ли автор у самих текстов?

Исследованием руководят Бо Дьюк Кэрролл и Ян Симек. Экспертизы и прочие лабораторные исследования проводятся в университете Теннесси в Ноксвилле.

Ученые утверждают, что надписи были сделаны в период так называемого «кризиса Чероки». То есть в момент большого наплыва переселенцев в Алабаму и принудительного выселения индейцев с их земель. Наплыв же переселенцев в эти места был вызван обнаружением здесь залежей угля и железа. Разумеется, разработка месторождений вызвала экономический бум, но не оставила места для индейских поселений.

Как говорят историки, часть текстов, найденных в Маниту, имеют авторов, поскольку являются подписанными. Среди этих подписей есть имена людей, хорошо знакомые ученым. Например, под двумя текстами стоит имя Ричарда Гадеса. Так звали одного из сыновей знаменитого Секвы (Секвойи), ученого и создателя силлабической письменности Чероки.

Слоговое письмо, образцы которого и обнаружили в пещере Маниту, было создано этим человеком с задействованием английского алфавита специально, чтобы индейцы имели возможность оставлять послания соплеменникам открыто, на виду англичан и не вызывая при этом никаких подозрений. Можно сказать, что Секва достиг своей цели. Надписи в пещере Маниту находились на виду почти что 200 лет, но никто не обратил на них ни малейшего внимания, принимая за обычный вандализм или же за подростковое граффити.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы думаете, действительно ли эти надписи сделаны за один год? Или же ученые разгадали не все загадки пещеры Маниту?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.