Зачем первого Героя Советского Союза прятали от всего мира

Сложно себе представить, что герой страны, подвигом которого восхищались не только наши соотечественники, но и люди в других странах, в Советском Союзе мог пропасть бесследно. Человек просто исчезал ночью из своей квартиры, а его соседи даже вполголоса не решались назвать причину, боясь привлечь к себе интерес чекистов.

В 30-х годах Анатолия Ляпидевского знал каждый мальчишка в Советском Союзе, но после завершения Великой Отечественной войны о легендарном летчике вдруг забыли.

Биография Ляпидевского

Анатолий родился в Краснодарском крае в семье священников. Как известно, советская власть не жаловала представителей духовенства, поэтому с раннего детства парню пришлось много и упорно трудиться. Он был и подмастерьем кузнеца, и механиком на маслобойном заводе, и слесарем. Молодой человек мечтал стать моряком, однако судьба распорядилась иначе.

Его семья перебралась в Ейск, куда в это время эвакуировали из Севастополя школу морских летчиков. Туда Ляпидевский и поступил. По завершении учебы он был направлен на Дальний Восток. Отсюда он подал рапорт о направлении в управление Северного морского пути. Эта организация специализировалась на изучении и освоении Арктики, что очень интересовало молодого летчика.

Учреждение звания

В 1938 году в нашей стране было введено звание Героя Советского Союза. Ляпидевский стал первым человеком, который получил высокую награду, когда ему исполнилось всего 25 лет. Об отважном летчике сообщали все печатные издания, прославляя его профессионализм и отвагу. К человеку, спасшему экипаж ледокола «Челюскин», пришла народная любовь и слава.

Перед руководством Советского Союза в 30-е годы очень остро стояла задача организации морского пути от Ленинграда, через северные границы страны, до Владивостока. В 1933 году была сформирована экспедиция, в задачи которой входил поиск дороги сквозь льды на северных рубежах страны. Ее возглавил Отто Юльевич Шмидт.

Судно потерпело крушение в Чукотском море 13 февраля 1934 года. Оно тонуло два часа и за это время 104 члена экипажа смогли эвакуироваться. Они сделали временное убежище на льдине.

Спасение челюскинцев

Эту трагедию переживала вся страна. К потерпевшим крушение невозможно было добраться по морю, поэтому рассматривался единственный вариант – воздушная эвакуация. Но это было рискованно: в 40-градусный мороз и при шквальном ветре спасти людей было практически нереально. Несмотря на сложные метеоусловия, было совершено 29 вылетов, чтобы найти уцелевших моряков. Лишь 5 марта Ляпидевский обнаружил лагерь выживших полярников. Отважный летчик спас двух детей и 10 женщин.

Анатолий Васильевич вспоминал, что в его жизни это были самые сложные вылеты. Они осложнялись тем, что Ляпидевский управлял самолетом с открытой кабиной. Для защиты от ветра и снега герой был вынужден на голову натянуть оленью шкуру, в которой он предварительно вырезал для глаз отверстия. Даже современные летчики восхищаются мастерством пилота, который смог посадить самолет на льдину размером 4 х 1,5 метра, а затем и взлететь с нее.

На базе Ляпидевский сообщил точное местоположение потерпевших крушение моряков. За ними полетели другие летчики. Операция была завершена в середине апреля 1934 после спасения последних выживших.

Другие участники операции

Семеро летчиков, принимавших участие в спасении челюскинцев, первыми были представлены к званию Героя СССР. Назовем их поименно:

  1. Анатолий Ляпидевский.
  2. Маврикий Слепнев.
  3. Василий Молоков.
  4. Николай Каманин.
  5. Иван Доронин.
  6. Сигизмунд Леваневский.
  7. Михаил Водопьянов.

Обратите внимание, что фамилия Ляпидевского стояла в этом списке первой, поэтому ему была вручена медаль №1.

Награждение летчиков

Церемония награждения мужественных летчиков проводилась в ноябре 1939 года в Кремле. Сталин лично встретил героев и предложил им выпить с ним грузинского вина. Анатолию Ляпидевскому он пообещал выполнить любое пожелание. Молодой офицер не упустил этой возможности и обратился к вождю с просьбой о зачислении его в академию им. Жуковского. Через два дня Климент Ворошилов, занимавший пост наркома обороны Советского Союза зачислил первого Героя СССР в академию.

Карьера офицера устремилась вверх: он был назначен на пост заместителя начальника комиссариата авиационной промышленности, а несколько позже – директора авиационного завода.

Под грифом «Секретно!»

Для многих стало неожиданным снятие Ляпидевского с должности в 1949 году. К тому же, его имя исчезло изо всех официальных документов. Близкие с ужасом ожидали ареста и репрессий в отношении самого Анатолия Васильевича и его семьи.

В действительности так был запущен процесс засекречивания этого человека перед поручением особого задания. Лишь в 1961 году появилась информация, что последние годы опытный инженер Ляпидевский участвовал в создании крупнейшей в мире водородной бомбы, получившей название «Царь-бомба».

После ее испытания Анатолию Васильевичу было присвоено звание генерал-майора (в запасе). Знаменитый летчик был назначен заместителем Микояна.

29 апреля 1983 года скончался Анатолий Васильевич Ляпидевский от банальной простуды, которую получил во время похорон своего старого друга, который тоже спасал челюскинцев – Василия Молокова.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, в современной России много засекреченных героев?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.