Она полагала, что муж должен давать жене 1000 руб. за каждые роды: за что Иван Репин любил вторую жену, которую называли "женщиной-пылесосом"

Великий русский художник Илья Ефимович Репин в гражданском браке с Натальей Нордман-Северовой, которую представлял обществу как свою супругу, прожил 15 лет. Эта женщина была примечательной личностью. Современникам она известна как писательница и революционерка. В совершенстве владела 6 языками, разбиралась в фотоделе, увлекалась театром и танцами. Проповедовала 8-часовой рабочий день, боролась за женские права.

Необычный выбор художника

К тому моменту, как обзавестись второй женой, 54-летний Илья Репин был уже знаменитым и богатым человеком. Несмотря на солидный возраст, он продолжал нравиться юным девушкам. Однако в спутницы жизни выбрал Наталью Нордман - особу, которой к этому времени исполнилось 35 лет, и она не отличалась красотой.

Выбор художника не одобрили практически все, кто знал и любил Репина. Особенно возмущали их установленные Нордман новов­ведения в быт художника. Окружающие с тревогой наблюдали за тем, как как Репин попадал под ее влияние.

Так, философ Василий Розанов назвал ее "женщиной-пылесосом", утверждая, что Илью Ефимовича она целиком поглотила.

Но художник не слушал своих товарищей, он очень любил свою жену. Часто писал ее портреты.

Близкие, знавшие Илью Ефимовича, понимали его романтические чувства: он полагал, что брак без любви — это моральное преступление. Именно из-за того что он утратил это чувство к своей первой супруге – Вере Алексеевне Шевцовой, в 1887 году с ней развелся.

С Натальей Репин познакомилась в доме княгини Тенишевой в 1896 году. В то время он писал ее портрет, а Нордман развлекала знатную особу беседами. Изначально Репина Наталья привлекла как собеседник.

Любовниками они стали через 2 года. В 1898 году, во время сопровождения Репина до Одессы, Нордман забеременела. Репин, обожавший детей, готов был ребенка признать, но новорожденная девочка умерла через 2 месяца.

Потрясенный смертью ребенка Иван Репин посчитал, что обязан оказать своей возлюбленной повышенные знаки внимания, которые помогут ей быстрее забыть трагедию. Но Наталья тяги к материнству не проявляла. И не сильно опечалилась потере. Более того, позднее заявляла, что женщина за каждого ребенка должна получать по 1 тыс. рублей от супруга.

Репин для жены в Финляндии купил землю, на которой построил поместье. Нордман назвала его «Пенаты» в честь древнеримских домашних богов-покровителей.

Со временем Илья и Наталья полюбили свой новый дом, в котором стали принимать гостей, живя как супруги. Илья Ефимович был разведенный и венчаться права не имел.

Новые порядки

Постепенно Наталья Борисовна завела необычной образ жизни. Будучи убежденной вегетарианкой, к столу начала продавать исключительно растительную пищу. Обычно это были котлеты из капусты с подливой из брусники, овощные супы, травяные отвары. Нордман была убеждена, что они оказывают оздоравливающее воздействие на организм.

Постепенно под запрет попали кроме мяса яйца, молоко и рыба.

Репин, обожавший вкусно поесть, пользовался любым поводом, чтобы сбежать из дома. Обычно к соседу Чуковскому, у которого подавались бифштексы. Будучи в Петербурге, непременно посещал рестораны, где заказывал все то, что было под запретом в «Пенатах».

Биографы Репина уверяют, что и Нордман строго вегетарианства не придерживалась. Подруги, посещавшие ее в спальне, видели на ночном столике хозяйки бутерброды с ветчиной и бутылку коньяка.

Болезни

1905 год принес в семью неприятное известие: у Натальи обнаружили чахотку. Репин срочно повез ее лечиться в Италию, где она успешно избавилась от недуга.

Но неугомонный характер Нордман толкал ее на новые эксперименты со здоровьем. Она отказывалась от теплой одежды, носила в холода шубу из мешковины, набитую сосновой стружкой.

После того как она босиком потанцевала на снегу в 1913 году, слегла с пневмонией, от которой с большим трудом выздоровела. На себя стала совершенно непохожей, осунулась, исхудала. Однако упрямо отказывалась вернуться к нормальному образу жизни.

И вновь заболела чахоткой. Резко сдала, состарилась, подурнела. Убедила себя в том, что Репин ее больше не любит и она стала для него обузой. Ее чудачества художнику надоели, и она стала ему в тягость.

Неизбежная кончина

Мучаясь такими рассуждениями, Наталья решила Репина от себя избавить. Никому не сказав о своих планах, сбежала из «Пенатов» и уехала в Лакорну, в Швейцарию, в больницу для неимущих. Оставила все, с собой не взяла ни драгоценности, ни деньги. Приняв ее побег за очередное чудачество, Репин не оценил серьезности состояния супруги, которая умерла 28 июня 1914 года.

Потрясенный ее смертью Репин срочно поехал в Швейцарию, посылая телеграммы о том, чтобы Нордман не хоронили без него. Однако успел лишь к свеженасыпанной могиле.

Вернувшись в Россию, Репин установленные Натальей правила в «Пенатах» отменил. Пригласил жить к себе дочь Веру. Отказался от вегетарианства и по совету врачей стал употреблять мясо.

Естественно, уделив Наталье 15 лет жизни, Илья Ефимович о ней тосковал, отдавая должное тому, чему она его научила. Однако, как уверяло его окружение, вспоминал вторую жену нечасто.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Сыграла ли Наталья Нордман в судьбе Репина положительную роль?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.