6 декабря 1912 года при раскопках в египетской Амарне был обнаружен бюст Нефертити – царицы с безграничной властью и виртуозным умением убеждать

Начало XX столетия ознаменовалось множеством великолепных археологических открытий, сделанных в странах Востока, и в первую очередь – в Египте. В ряду самых ярких находок того времени одно из важнейших мест занимает знаменитый бюст прекрасной царицы Нефертити, ставший не только шедевром древнеегипетского искусства, но и частью культурно-исторического фонда всего человечества.

Находка в песках Амарны

Менее чем в 300 километрах от Каира, рядом с селением Амарна на правом берегу Нила лежат развалины города Ахетатона. Всего полтора десятка лет этот великолепный город, воздвигнутый в пустынной местности по воле фараона-реформатора Аменхотепа IV, Эхнатона, в середине XIV века до н. э., был блестящей столицей Египта. Взлет и падение Ахетатона тесно связаны с религиозно-политическим переворотом, потерпевшим крах после кончины фараона-верооступника.

Раскопки руин забытой столицы еще в XIX веке начали британские археологи, сделавшие ряд важных находок. В первом десятилетии XX века их сменила германская археологическая миссия под руководством Людвига Борхардта, которой и посчастливилось обнаружить целый ряд замечательных памятников искусства, главным из которых стал скульптурный портрет малоизвестной тогда царицы.

Он был найден среди развалин художественной мастерской, принадлежавшей царскому скульптору, и на весь мир прославил своего древнего творца – выдающегося мастера по имени Тутмос. Бюст лежал в песке лицом вниз возле остатков кирпичной стены, среди обломков строительного мусора и осколков других скульптур. Так он покоился более 3300 лет – до 6 декабря 1912 года.

Памятник красоте царицы и гению ваятеля

Мастерскую со всем ее содержимым буквально разгромили после падения амарнского реформаторского царского дома, но уникальному шедевру по чистой случайности повезло. Очевидно, упав к стене вниз лицом, он сразу же был засыпан обломками и не привлек внимания разрушителей, которым хватало дела в мастерской бывшего царского «начальника скульпторов». Когда бюст высотой 50 см и весом около 20 кг со всеми предосторожностями извлекли из песчаного плена, археологи увидели, что он практически не поврежден.

Портрет изображает царицу в высоком синем церемониальном парике, перевитом ювелирными лентами. Гордая посадка головы, высокая стройная шея и угадывающиеся хрупкие плечи, на которых лежит царское ожерелье, настолько гармоничны, что кажется, будто Нефертити сейчас повернет голову, слегка откинутую назад массивным убором. Но главное – это ее лицо. Благодаря мастерству скульптора оно кажется совершенно живым, даже несмотря на то что левый глаз у скульптуры отсутствует.

Глаза, по-видимому, не было изначально: в глазнице не обнаружено ни малейших следов какого-либо связующего вещества. Для египтян изображение человека было теснейшим образом связано с его божественной жизненной сущностью – Ка, которому возможное повреждение идеального портрета могло бы нанести вред. Поэтому бюст остался незавершенным.

Правый глаз выполнен из горного хрусталя, в котором выточено конусообразное углубление для имитации зрачка, изготовленного из черного дерева. Основа самого бюста была высечена из известняка и покрыта слоем штукатурки из тонко просеянного гипсо-ангидритового порошка. В этом слое и моделировалось абсолютно симметричное лицо, причем позднейшие исследования показали, что Тутмос неоднократно корректировал свое творение, возможно, несколько идеализировав реальный облик повелительницы. После завершения моделировки бюст был раскрашен, и подобранные мастером краски великолепно передают смуглую кожу и терракотовый оттенок губ.

Исторический обман

Находка потрясла Борхардта. Сделав набросок бюста в полевом дневнике, он написал лишь одну фразу, ставшую крылатой:

Описывать ее – бесцельно. Надо смотреть.

Значение находки было ясно с первого взгляда, и Борхардт не нашел в себе сил оставить изумительное произведение искусства в распоряжении Службы древностей Египта. В те годы существовало правило, согласно которому найденные зарубежными миссиями памятники распределялись между Египтом и страной – организатором раскопок.

Как главная находка сезона, портрет Нефертити наверняка был бы выбран для отправки в Каирский музей. Но германские археологи представили его французскому эксперту Службы древностей как незавершенное изображение некоей принцессы. При этом осмотр находок был организован поздним вечером, при плохом освещении, а совершенство бюста – замаскировано при помощи гипса. Внимание эксперта отвлекли другими находками, а Нефертити осталась в распоряжении германской стороны и была вывезена из Египта.

Все требования вернуть ценнейший памятник ни к чему не привели: бюст и ныне стоит в одном из залов берлинского Нового музея. В Египте он возглавляет список шедевров, незаконно вывезенных из страны.

Откуда явилась красавица

С обнаружением портрета Нефертити стала знаменитой. Но кем была эта женщина и как она вошла в царскую семью?

По поводу происхождения царицы египтологами было выдвинуто несколько гипотез. Одна из них основана на интерпретации имени царицы, которое переводится как «Красавица пришла», как на свидетельстве ее иноземных корней. Известно, что среди жен Эхнатона была митаннийская царевна по имени Тадухепа. Именно ее некоторые ученые отождествили с Нефертити.

Однако иноземная царевна не могла носить титул Божественной супруги фараона, а Нефертити этим званием обладала – об этом говорят многие источники. Следовательно, она была египтянкой, хотя и происходила не из царской семьи, поскольку не называлась «царской дочерью» ни в одном документе.

Существует еще одна версия, согласно которой Нефертити была дочерью кормилицы Эхнатона, женщины по имени Тии, и высокопоставленного вельможи Эйе. В текстах Тии упоминается также как кормилица царицы, но есть косвенные свидетельства того, что она могла быть и ее настоящей матерью.

Что же касается Эйе, то он предположительно был дядей Эхнатона по матери. Ряд исследователей полагают, что среди его предков могли быть выходцы из Митанни – страны на севере современной Сирии. Следовательно, в жилах Нефертити, равно как и в жилах самого Эхнатона, все-таки присутствовала какая-то часть иноземной крови.

Величие царицы

Реформа Эхнатона внесла в жизнь Египта огромные потрясения. Сначала фараон провозгласил верховным божеством Атона – видимое как солнечный диск воплощение бога солнца Ра – и тем самым попытался лишить могущества и богатства жречество Амона, пользовавшееся большим влиянием в стране. Затем вообще были упразднены традиционные культы богов, а Атон, так же как его земное воплощение в лице фараона, приобрели исключительный статус.

Атон мыслился как божество, сочетающее мужское и женское начала. Поэтому фигура царицы, воплощавшей женскую ипостась божества, играла в этом культе очень важную роль. В гимнах Атону, сочиненных самим Эхнатоном, имя Нефертити и ее титулы упоминаются вместе с именем царя и неотделимы от него.

Столь высокого положения главная царская супруга не занимала в Египте больше никогда. Не исключено, что в формировании нового культа очень большая роль принадлежит личности самой Нефертити, ее волевым качествам и хитроумию, проявленным в стремлении добиться небывалого статуса.

Сложная судьба

Безусловно, Нефертити обладала большим влиянием на фараона и вдохновляла его на введение мер, многие из которых носили радикальный характер. И поначалу отношения в царском семействе, по-видимому, были безоблачными. Однако постепенно назревала серьезная проблема.

Долгие годы царица безуспешно пыталась произвести на свет наследника новой власти. Она родила шесть дочерей, но сын от Нефертити у Эхнатона так и не появился. Будущее престола становилось все более шатким, фараон испытывал разочарование, и любимой женой стала другая.

Ее звали Кийя, и ряд признаков указывает на то, что именно она могла быть той самой иноземной царевной по имени Тадухепа. Известно, что Эхнатон сочинял в ее честь любовные стихи, которых не удостоилась великая Нефертити. Однако он не дождался сына и от Кийи.

До сих пор неизвестно, какая из жен родила царю мальчика, получившего имя Тутанхатон. А имя Нефертити в последние годы правления Эхнатона исчезает из источников. Впрочем, есть версия, по которой Нефертити все-таки сохранила свою власть как соправитель фараона, а после его кончины – в качестве регента при малолетнем царе, имя которого после краха реформы было изменено на «Тутанхамон». Во всяком случае, такая властительница, как Нефертити, не могла смириться с утратой своей значимости без борьбы.

Дальнейшая судьба царицы неизвестна, как неизвестна и ее гробница. О важности государственной роли Нефертити египтологи будут спорить еще долго. Не подлежит сомнению другое – неизгладимый след, оставленный «Красавицей, которая пришла» в истории мирового искусства благодаря ее незабываемому облику и таланту художника.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вам интересна судьба женщин - исторических личностей?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.