Использование новых технологий в Первой мировой войне привело к разрушениям, масштаб которых становится понятен только сейчас

Первая мировая война была первым глобальным промышленным конфликтом на планете, и использование новых технологий, таких как самолеты, бронированные танки, пулеметы, гранаты и отравляющие газы, привело к беспрецедентным разрушениям. Между 1914 и 1918 годами погибло более восьми миллионов военнослужащих и более шести миллионов гражданских лиц. Но статистика, которая действительно поражает археолога Биргера Штихельбаута, показывает, насколько глубоко ландшафт был преобразован в некоторых частях Европы: 59-километровый участок вдоль одной 672-километровой линии фронта в Бельгии, например, был обезображен более чем 4800 км траншей.

Физические следы войны

"Это огромные цифры", - говорит Штихельбаут. Штихельбаут из Гентского университета в Бельгии входит в небольшую группу археологов, исследующих тайну Великой войны более чем столетие спустя. Хотя этот конфликт был задокументирован в тысячах рукописных отчетов, фотографий и кинопленок и подвергнут бесчисленным послевоенным оценкам, археология все еще добавляет другое измерение к нашему пониманию одного из самых жестоких конфликтов в современной истории.

"Все люди, которые действительно были свидетелями Первой мировой войны, умерли, - говорит Штихельбаут. - Ландшафт сегодня остается последним свидетелем".

Вид войны с высоты птичьего полета

Одни из самых ожесточенных боев в Первой мировой войне происходили на Западном фронте во Фландрии, голландскоязычной части Бельгии, где союзные и немецкие войска наносили смертельные удары из своих окопов. В течение четырех мучительных лет войны этот регион превратился в лунный ландшафт, но послевоенное восстановление происходило быстро. Многие следы войны остались нетронутыми и часто погребены менее 0,5 м ниже сегодняшней поверхности.

Проект Dig Hill 80 выявил сеть траншей времен Первой мировой войны и подземную инфраструктуру в Вейтсате, Бельгия, включая эту лестницу, ведущую к тому, что когда-то было землянкой.

Воздушная археология

Чтобы понять, как развивался этот военный ландшафт и какие памятники остались, Штихельбаут и другие исследователи используют воздушную археологию. В Первую мировую войну аэрофотосъемка стала новым инструментом наблюдения за позициями противника, и теперь тысячи этих исторических снимков составляют самые старые аэрофотоснимки региона. Сшитые вместе, они позволяют увидеть с высоты птичьего полета — точнее, чем современные карты, сделанные на земле, - как строились и изменялись с течением времени траншеи и другие военные объекты.

Аэрофотоснимки могут многое рассказать

Чтобы дополнить исторические изображения, археологи полагаются на современные аэрофотоснимки. Следы посевов, запечатленные на фотографиях в периоды засухи, могут дать потрясающие карты погребенных вековых сетей траншей, где под сегодняшними сельскохозяйственными угодьями находятся водные бассейны. В последние десять лет археологи также используют лидар, метод, который применяет лазеры, чтобы "видеть" сквозь поверхностную растительность.

Лидарные съемки показывают, как много ландшафта в Западной Европе все еще отмечено зигзагообразными траншеями, воронками от обстрелов и другими остатками, которые могут быть не видны на земле. Например, лидарные снимки участка Западного фронта между Кеммелем и Вервиком во Фландрии показывают, что 14 процентов территории — больше, чем ожидалось — все еще заметно изуродовано войной, согласно книге "Следы войны", составленной Штихельбаутом для выставки в прошлом году в Музее Фландрии в Ипре.

Используя исторические и современные аэрофотоснимки, "вы внезапно получаете другую перспективу, вы видите тотальность войны, вы видите узоры и вы видите траншеи, которые, даже если бы вы стояли на месте сегодня, вы не увидели бы", - говорит Штихельбаут.

Аспекты повседневного опыта солдат

Аэрофотоснимки могут направлять раскопки, и, когда археологи действительно копают, они узнают о забытых аспектах повседневного опыта солдат.

"В окопах было сделано не так уж много фотографий, - говорит Штихельбаут. - Итак, археология действительно дает вам представление о том, какой была жизнь в окопах".

Археология памятников Первой мировой войны особенно помогла ученым понять, как солдаты импровизировали при строительстве траншей, чтобы справиться с суровыми условиями.

Заболоченная почва сохраняет органические материалы

Заболоченная почва региона помогает сохранить органические материалы, такие как дерево и текстиль, что является благом для современных археологов. Но более 100 лет назад солдаты постоянно "сражались" с этой водой и грязью. Многие траншеи были по ошибке вырыты ниже уровня грунтовых вод. Когда сменялись времена года и выпадали дожди, жизнь солдат становилась невыносимой, даже если они не находились под огнем.

Британский солдат, который провел некоторое время в сети туннелей, известных как "землянка Гадеса" под городом Вельтье, недалеко от Ипра, писал, что после спуска вниз более чем по 30 скользким ступеням можно было достичь дна убежища и "стоять в черной и скользкой реке, медленно продвигаясь вперед и исчезая в темноте, освещенной какими-то усталыми электрическими огнями".

"Там очень сильно воняло", - написал солдат в отчете, опубликованном в журнале "Следы войны".

Резиновые болотные сапоги

Археологи в Вельтье нашли больше резиновых болотных сапог, чем обычных солдатских сапог. Раскопки других траншей в Бельгии показывают, что солдаты использовали солому, щебень, черепицу и двери, чтобы не дать ногам провалиться в болото.

Эти тонкие детали помогают создать более полную картину опыта солдат. Для Штихельбаута одним из самых трогательных открытий является траншейное искусство: гравюры, пули, вырезанные и вбитые в распятия, и другие предметы, которые показывают, как войска проводили свое тревожное время простоя.

Находка, которой придерживается археолог Симон Вердегем, - это немецкий рюкзак с плюшевым мишкой внутри, найденный недалеко от бельгийской деревни Лангемарк во время строительства газопровода.

Вердегем специализируется на Первой мировой войне для бельгийской коммерческой археологической фирмы Рубена Виллерта. Недавно он получил возможность заглянуть внутрь массивной системы траншей в Вейтсате, городе вдоль Мессинского хребта за Ипром, во время недавнего археологического проекта под названием Dig Hill 80.

Что еще выявили раскопки?

Раскопки, которые проводились в 2018 году и до сих пор документируются, выявили погребенные траншеи и остатки фермерских домов, заброшенных во время войны. Вердегем говорит, что он был удивлен тем, что большинство археологических останков, обнаруженных в Вейтсате, относятся к малоизвестной битве, которая произошла в 1914 году, а не к крупному сражению, которое произошло в 1917 году, когда союзные войска предприняли внезапную атаку на Вейтсате, чтобы отвоевать немецкую крепость.

Команда Dig Hill 80 также обнаружила останки более 130 солдат различных национальностей в Вейтсате. Археология Первой мировой войны может сильно отличаться от археологии предыдущих периодов в том, что живые семьи все еще находятся под влиянием открытий, сделанных в окопах.

"Есть целые поколения в нескольких странах, которые все еще задаются вопросом, что случилось с их предками во время войны, - говорит Вердегем. - Время от времени мы можем дать им ответ, так что это нечто особенное".

К сожалению, эти ответы все еще трудно найти. Вердегем считает, что он лично раскопал останки около 200 солдат. Из них были идентифицированы только три.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы имели представление о масштабе Первой мировой войны?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.