Во время раскопок в Египте археологи обнаружили кусок 4000-летнего сыра. Оказалось, технология сохранилась до сих пор, а о живительных свойствах ходят легенды

Начиная с 2002 года Институт реликвий и археологии Синьцзяна начал погружаться в комплекс гробниц, расположенный в северо-западной китайской пустыне Такла-Макан. Место, в котором шведский археолог Фольке Бергман начал раскопки еще в 1930-х годах, было забыто на десятилетия. При повторном осмотре археологи обнаружили женщину, похороненную в гробу в форме лодки. Девушку с высокими скулами, густыми ресницами и белой фетровой шляпой, увенчанной пером, прозвали "красавицей из Сяохэ".

Красотка с сыром

И хотя о ней мало что известно, было очевидно, что она любила сыр - девушка была похоронена с кусками сыра вокруг шеи и груди около 2000 года до нашей эры. Сегодня археологи считают их одними из самых древних в мире сохранившихся кусочков сыра. Еще более примечательно то, что этот самый сыр по-прежнему является образом жизни для кочевников, проживающих в Синьцзяне сегодня.

Свидетельства о сыроделии существуют еще 8000 лет назад в виде ситечек, найденных в Польше. Археологи продолжают находить многовековые следы сыроварения: только в прошлом году исследователи из Каирского университета и Университета Катании обнаружили в Египте застывшую белую массу, которая оказалась сыром. Более того, недавно синьцзянский сыр перестал быть самым старым в мире: ученые нашли частицы еще более древней версии сыра на 7000-летних фрагментах керамики в Хорватии.

Сразу видно - сыр

"Еще во времена "красавицы из Сяохэ" жители Синьцзяна использовали коровье молоко (смешанное с небольшим количеством овечьего и козьего молока), чтобы сделать сыр", - говорит Ямин Янг. В 2014 году Янг была среди ученых из Института молекулярно-клеточной биологии и генетики Макса Планка в Германии, которые проанализировали грубые кубики пористого вещества, найденные вокруг шеи красавицы, а также аналогичные образцы из десяти различных гробниц в Сяохэ. "Материалы выглядят как молочные продукты, поэтому еще до анализа археологи предположили, что это может быть сыр", - говорит Янг. И они были правы.

Эта традиция сыроварения не исчезла, особенно у кочевников, проживающих в горах Тянь-Шаня вблизи столицы области Урумчи. 28-летняя Марьягуль Ондасин, кочевник казахского происхождения, приседает рядом со своей юртой. Ондасин держит чашу, наполненную каким-то комковатым белым веществом. Это напоминает ранние стадии эксперимента по изготовлению хлеба, но так и должно быть: Марьягуль занимается производством сыра практически по той же технологии, с помощью которой изготовлен похороненный с "красавицей".

Ондасин, что месит сыр

"Сыр получается таким особенным во многом из-за того, что молоко не варится", - говорит Ондасин. Она указывает на миску с йогуртоподобной смесью перед ней и объясняет, как использует его, чтобы заполнить мешок. Этот мешок будет висеть еще три жарких дня.

"Большинство сыров свертывается с использованием сычужной кислоты, которая производится из ферментов, обнаруженных в желудках жвачных животных. Но в таких сырах, как этот, собственная кислота молока связывает белки вместе", - говорит историк пищевой промышленности Университета Вермонта Пол Киндстедт. Сочетание творога с сахаром создает вкус, который напоминает застывший, менее сладкий вариант йогурта, который можно найти в продуктовом магазине.

Каждый кусок сыра изготавливается с исключительной тщательностью. Ондасин делает это с помощью жестких шлепков с ладони на ладонь. Этот процесс также гарантирует, что в сыре не будет никаких воздушных пузырей. Однако некоторые из соседей Ондасин формируют свои сыры в виде закорючек, которые меньше и легче переносить.

Частичка гор

Майнор Слэмхан научилась делать этот особый сыр у своей матери, которая, в свою очередь, тоже научилась у своей матери. Окутанная дымом, стоя над грилем, она переворачивает шампуры, наполненные бараниной с тмином, чили и кунжутом. Изготовление шашлыков приносит ей часть дохода, но основной заработок - это сыр, которым она торгует прямо на обочинах дорог. Сыр сделан из молока сотен коров, которыми она владеет.

В летнее время многие китайские туристы приезжают в горы Тянь-Шаня. Посещение кочевников и дегустация их домашнего сыра, сушеных грибов и местных сортов меда - это уникальная возможность взять частицу гор домой. Сыр виден уже с шоссе, в подвешенных мешках, где он сушится. Чем дольше он висит, тем более резкий будет вкус.

Слэмхан также растворяет сыр в горячей воде, чтобы сделать айран, популярный напиток во всей Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Зимой она и ее семья пьют его теплым, а летом ждут, когда остынет.

Древний энергетический батончик

Помимо заработка на любопытных туристах сыр стал неотъемлемой частью жизни и истории у кочевников. "Мы можем носить одну, две или три штуки в карманах, - говорит Слэмхан. - Поскольку люди голодают в течение всего дня, кусок сыра - это легкий источник белка, своего рода древний энергетический батончик". Янг говорит, что и во времена "красотки", возможно, он выполнял ту же функцию. "Конечно, это может иметь и какое-то религиозное значение, раз его клали с умершим", - добавляет она.

А вы бы хотели попробовать этот древний китайский сыр?