Ее сторонились, избегали и сравнивали с Ахматовой. Вера Ибнер — забытая советская поэтесса родом из Российской империи

Она говорила о себе так: "Я писательница советская, но родом из Российской империи". Многие сравнивали Веру Ибнер со знаменитой Ахматовой и другими поэтами тех лет, но она оставила в литературе свой уникальный след – нежный и одновременно сильный. Она долгое время была забыта всеми, но стихи ее читали миллионы, даже не зная, кто является их автором.

Начало пути

Вера Михайловна Инбер – урожденная еврейка. Ее девичья фамилия - Шпенцер. Людей с такой фамилией в Одессе было множество в 1890-е годы. Отец работал в типографии, а мать была учительницей русского языка и литературы. Книги окружали ее с ранних лет, это помогло позже окончить престижные Высшие женские курсы.

Вера не только много читала, но и начала сама писать стихи. Первые ее пробы пера были в виде сценариев для студенческих вечеров. Даже сам Александр Вертинский хвалил ее тексты и с удовольствием пел песни с ее стихами.

Личная жизнь

Замужем Вера Инбер была трижды. Первый брак, заключенный в 1910 году, был студенческим – скоропалительным и недолгим. После окончания учебы они с супругом – Натаном Инбером переехали во Францию, где жили до 1914-го. После они расстались, Вера с маленькой дочкой Жанной вернулась домой, в Одессу.

Рождение дочери побудило поэтессу писать детские стихи. Именно они принесли популярность Вере Инбер, все советские дети 60-х зачитывались ее книгами, учили стихи наизусть. У женщины начался подъем в карьере: она создавала сценарии, участвовала в спектаклях, писала стихи и переводы. В 1920 году она переехала в Москву, где судьба свела ее со вторым мужем.

Профессор Александр Фрумкин был далек от творчества. Он был знаменитым электрохимиком, уважаемым человеком. Его покровительство спасло Инбер от жестокой расправы над троцкистами. Правда, это не уберегло их союз от разрыва. На рубеже Великой Отечественной войны Вера третий раз вышла замуж. Избранником поэтессы стал историк медицины, академик Илья Давыдович Страшун, с которым она прожила вплоть до его кончины.

Творчество

Первая книга Веры Инбер вышла в Париже за средства самой поэтессы. Она называлась "Печальное вино". Позже о ней много лестных слов сказали Александр Блок и Илья Эренбург. После свет увидели другие сборники – "Горькая услада", "Рассказы", "Цель и путь". В них были как детские стихи, так и произведения для взрослых. Многое было пронизано советской идеологией и говорило о силе духа, чести и правде.

Вера Инбер работала также в качестве корреспондента и даже ездила в командировку за рубеж. Ее статьи после появлялись в знаменитом "Огоньке" или "Красной Ниве". В соавторстве с другими писателями она издала книгу "Беломорско-Балтийский канал имени Сталина". Война застала поэтессу в Ленинграде. Блокада оставила в творчестве Инбер неизгладимый след. Она постоянно записывала все в дневник, чтобы потом издать книгу о блокаде "Почти три года". За книгу "Пулковский меридиан" ее удостоили почетной Сталинской премии.

Отношения с коллегами

Отношение других поэтов к Вере Инбер было неоднозначным. Анна Ахматова, например, прилюдно отказалась от предисловия к собственной книге, потому что его написала Инбер. Коллеги побаивались и сторонились ее, избегая общения. Всем известно, что она участвовала в травле Бориса Пастернака, Леонида Мартынова и Лидии Чуковской. Но почему она это делала? А ведь причины были достаточно веские.

Когда Вера Михайловна была еще подростком, в ее семье воспитывался Лев Троцкий. Правда, звали его тогда еще Лейба Бронштейн. Он был двоюродным братом ее отца, жил вместе с ними в период учебы в Одесском реальном училище. Позже поэтессе постоянно припоминали это родство, хотя никаких отношений они не поддерживали.

Время было тяжелое, Инбер находилась в постоянном стрессе, в страхе за близких. Ей пришлось отречься от дяди, но это не гарантировало свободы от репрессий. После знаменитого "дела врачей", в котором пострадал ее муж, она озлобилась окончательно, ее нервы сдали. Она делала все, что требовала от нее беспощадная система, в том числе писала доносы на Леонида Мартынова и Бориса Пастернака. Но это было уже, скорее, жестом отчаяния. Инбер поплатилась за это забвением на долгие годы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы читали стихи Веры Инбер в детстве?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.