Бесчеловечный и жестокий: какой сталинский приказ перевернул ход войны

К лету 1942 года обстановка на фронтах складывалась явно не в пользу Красной армии. Немцы продолжали наступление к Волге, за которой перед ними открывался путь на Кавказ с Бакинскими и Грозненскими нефтяными месторождениями. Именно в это время Верховный главнокомандующий подписывает приказ № 227, который на фронте назвали «Ни шагу назад».

Чем было вызвано принятие приказа № 227

Весна и лето 1942 года – самое опасное время для Советского государства, когда остро стоял вопрос о том, быть или не быть стране. Недаром этот период войны назвали переломным. После захвата Сталинграда перед немецкими фашистами открылся бы прямой путь на Северный Кавказ к границам Турции, которая на тот момент была союзником Германии.

До принятия приказа войска Красной армии оставили Крым вместе с черноморской базой в Севастополе, а также Ростов, Новочеркасск, частично был оккупирован Воронеж. Ситуация складывалась архисложная. Затянувшееся отступление Красной армии порождало пораженческие настроения среди военнослужащих. Необходимы были срочные меры по укреплению воинской дисциплины.

Это понимало не только командование, но и простые военнослужащие. Письма с фронтов с требованиями принятия самых радикальных мер хранятся в архиве президента страны. В этих непростых условиях 28.07.1942 г. народным комиссаром обороны И. В. Сталиным подписывается и вступает в силу приказ № 227.

Цели приказа

Документ содержал описание тех последствий, которые могут наступить, если продолжать отступление. Говорилось о мирном населении, которое перестает верить в Красную армию, оставляющую его на произвол врага. В нем было честно написано о том, что приказ был принят по подобию немецких мер по укреплению воинской дисциплины.

Приказ имел несколько целей:

  1. Донести до рядового и офицерского состава истинное положение дел на фронтах.
  2. Пресечь трусость и паникерство при помощи применения карательных мер.
  3. Навести железную дисциплину для каждого красноармейца, офицера и политработника, обязуя их не отступать без приказа командования.
  4. Поднять сознательность каждого военнослужащего.

В принципе, он дублировал воинский Устав, где оставление позиций без приказа, невыполнение приказа командира считаются серьезными дисциплинарными проступками, которые караются военным трибуналом.

Новшеством же было введение штрафных рот и батальонов. Сегодня это иногда называют античеловеческим и жестоким, но это не так. За некоторые дисциплинарные проступки, в числе которых были дезертирство, оставление позиций без приказа, невыполнение приказа, солдат и офицеров не расстреливали на месте, как, например, поступала немецкая полевая жандармерия, а давали возможность не привлекаться к уголовной ответственности, искупить вину и вернуться в строй.

Эффект от сталинского приказа № 277

Принятие этого документа позволило остановить отступление практически на всех направлениях, что переломило ход войны в сторону Красной армии. Немцев за Волгу не пустили, отстояв Сталинград.

Преодолев переломный момент, за которым в скором времени последовало наступление, мы дали понять руководителям многих стран, что Германия будет разгромлена. Учитывая это, Турция и Япония не вступили в войну на стороне Германии.

Были ли заградительные отряды в войсках Вермахта

Подобные подразделения существовали в немецко-фашистских армиях. Только они носили другие названия. Была полевая жандармерия вместо заградительных отрядов. Вместо штрафных рот у немцев были исправительные отряды. Несмотря на название, никого там не исправляли. Это были смертники. Нередко во время захвата немецких дотов в них находили прикованных к пулеметам «штрафников».

Целью этих подразделений было недопущение массовых побегов, применение карательных мер против дезертиров и нарушителей дисциплины, что позволяло поддерживать строжайшую дисциплину.

Паникер на войне опаснее врага. Паника очень заразительна. Побежал взвод, за ним побежит полк. Неисполнение дисциплины в воинской части приводит к тому, что она перестает существовать как воинская единица. В немецкой армии считали эффективным показательно расстрелять или отправить на передовую в исправительную часть, а не другие воспитательные меры. Немецкой полевой жандармерии боялись больше советских партизан.

В немецкой армии исправительные батальоны появились в конце 30-х годов, и никто в мире не называет их античеловечными и жестокими. Если советские штрафники воевали до первой крови, которая смывала вину, то немецкие штрафники оставались в исправительном отряде бессрочно.

Послесловие

Заградительные отряды существовали во многих армиях, участвующих в боевых действиях. Трудно заставить человека под градом пуль встать и бежать им навстречу. Животный страх – это чувство самосохранения, естественная реакция человека.

Но война – это не гуманитарная акция, на ней гибнут тысячи людей. Поэтому законы войны с любой стороны всегда будут антигуманными, античеловечными и жестокими.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А какими фактами о войне можете поделиться вы?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.