Ревновал молодую супругу к каждому столбу: какой была личная жизнь художника Ивана Айвазовского

Иван Константинович Айвазовский был одним из самых уважаемых художников девятнадцатого века. Родившийся 17 июля 1817 года в армянской семье, молодой живописец стал великим, показав миру свой талант во всей красе. Он начал выставляться, будучи еще студентом, стал первым из русских художников, чьи работы были представлены в Лувре, а его картины желал купить сам папа римский. Вот какой была жизнь этого удивительного живописца, полотна которого поражают своим величием и сегодня.

Начало пути

Отец Ивана Айвазовского — купец Геворк Айвазян - подал сыну пример интернациональной вежливости, говоря на нескольких ближневосточных языках, что облегчило его бизнес местного торговца. К сожалению, экономический спад 1820-х годов лишил его дела. Несмотря на бедность своего детства, маленький Ованнес (именно так звали Айвазовского при рождении) проявил способность не только к языкам, как и его отец, но и к музыке и рисованию. Согласно местной легенде, он часто украшал стены соседнего кафе, чем привлекал внимание городских властей.

При поддержке градоначальника Айвазовского отправили в среднюю школу в Симферополе. Там он проявил большие надежды в искусстве и в 1833 году в возрасте шестнадцати лет был принят в Российскую академию художеств в Санкт-Петербурге. Российская академия, как и ее французская модель, предлагала строгое классическое обучение, основанное на изучении традиций греческого, римского и итальянского Возрождения.

Откуда взялась его страсть к морю

В 1836 году, когда художнику было всего девятнадцать лет, он впервые принял участие в учениях Балтийского военно-морского флота России. Один из его учителей, специалист по батальным сценам Александр Иванович Зауервейд, посоветовал начинающему художнику получить непосредственный опыт работы на флоте в надежде, что он также будет специализироваться на рисовании батальных сцен.

Надежды Зауервейда на преемника не оправдались, но увлечение Айвазовского морской живописью окончательно подтвердилось его пребыванием в российском флоте. В том же году он представил пять своих картин на ежегодной выставке академии. Они были очень хорошо приняты, и через год, в октябре 1837 года, он был награжден первой золотой медалью. Это означало, что у него будет финансовая поддержка для обучения за границей, с особым упором на работу в Риме.

Первое признание великого мариниста

Хотя молодой художник, несомненно, был рад такой удаче, он решил провести следующие два года еще в Феодосии, учась рисовать морские пейзажи своего родного Крыма. На самом деле он был очень привязан к родителям и не хотел надолго расставаться с ними. В 1840 году, после краткого возвращения в Санкт-Петербург, Айвазовский наконец уехал в Рим.

Здесь он быстро стал частью художественного сообщества города. Именно в Риме началась его карьера успешного художника-мариниста, его работы часто экспонировались на итальянских выставках. Будучи еще молодым художником, Айвазовский уже имел свой индивидуальный стиль, основанный на романтических морских пейзажах его предыдущих двух лет в Феодосии.

Такие работы, как «Хаос» 1841 г., показывают бурный океан, освещенный сверху абстрактным, божественным присутствием. Папа римский, увидев эту картину, пришел в восторг и пожелал купить полотно, однако Айвазовский подарил ему шедевр. Через год картина Айвазовского «Неаполитанский залив в лунную ночь» получила высокую оценку 67-летнего английского мастера пейзажной живописи Дж. М. У. Тернера, который видел его в Риме и даже посвятил молодому художнику стихотворение на итальянском языке.

Первая жена: брак, породивший проблемы

Со своей первой женой Айвазовский познакомился в Санкт-Петербурге. Он просто увидел ее и пропал. Это была Джулия Грейвс (Юлия Яковлевна на русский манер), дочь знаменитого врача. Она служила в богатом доме гувернанткой и на предложение известного уже тогда живописца ответила кратким «да». Свадьба состоялась через две недели.

В этом браке у супругов родились четыре дочери. Поначалу все было нормально, Юлия Яковлевна поддерживала мужа, ездила с ним везде, принимала у себя гостей и даже увлеклась археологическими раскопками близ Феодосии и Керчи. Но после ей все это наскучило. Возрастающая слава мужа стала ее тяготить, она все чаще уезжала в Одессу, в личной жизни начался разлад.

Юлия стала закатывать настоящие истерики, врачи поставили ей диагноз «нервное расстройство» и порекомендовали мягкий климат. Так супруга Айвазовского забрала дочерей и окончательно уехала от мужа в Одессу. Развод был долгим, выматывающим, женщина никак не хотела уступать мужу с вопросе раздела имущества, ей все казалось мало. Даже после, когда они стали чужими друг другу, она продолжала распускать слухи и портить жизнь великому живописцу.

Поздняя любовь и настоящее счастье

Айвазовскому было уже 65, когда он встретил свою Аннушку. Ей было всего 25, она была вдовой купца из Феодосии, художник увидел ее на похоронах ее мужа. Влюбленные поженились наперекор всем слухам и козням первой жены Айвазовского. Он очень любил молодую супругу, ревновал ее к каждому столбу и много ее рисовал. Его известная картина «Сбор винограда в Крыму» изображает его обожаемую Аннушку.

Молодую женщину вовсе не тяготила жизнь в Феодосии. Она тоже сопровождала мужа в поездках, но всегда стремилась домой, где сумела создать уют и покой для художника, чтобы он мог спокойно работать. Айвазовский жертвовал деньги на развитие родной Феодосии. На его средства были открыты школа искусств, музей и галерея. Также именно Айвазовский был инициатором строительства водопровода в городе. Когда в конце 19-го века в городе началась сильная засуха, художник проложил трубы от личного минерального источника к городу. Люди могли получать воду бесплатно.

Увлечение художника — слухи или правда?

Есть версия, что у Айвазовского была тайная связь с итальянской танцовщицей Марией Тальони. Она была старше его на 13 лет, но выглядела роскошно. Впервые они встретились в Петербурге, прима сбила его на своей карете. Желая загладить вину, Мария пригласила 23-летнего студента на свой спектакль. С этого якобы и начались их отношения.

Путешествуя по Италии, он частенько проводил время в палаццо танцовщицы. Есть сведения, что он даже звал ее замуж, но всегда получал отказ. Каждый год в Вербное воскресенье Мария присылала Айвазовскому букетик ландышей. После ее смерти ее дочь продолжала отправлять цветы в Россию. Эта красивая история имеет как доказательства, так и опровержения. Но все равно она остается романтичным дополнением к биографии живописца.

Удивительная жажда жизни

Энергия и «аппетит» Айвазовского к новым достопримечательностям и впечатлениям кажутся безграничными. В возрасте шестидесяти двух лет он отправился в Геную, чтобы собрать материал для проекта, посвященного открытию Америки Колумбом. В шестьдесят семь лет он спустился по Волге, в семьдесят пять пересек Атлантический океан, чтобы посетить Вашингтон, Нью-Йорк и Ниагарский водопад. Его картина 1893 года, изображающая Ниагару, отражает как силу водопада, так и размах обстановки, что является немалым достижением.

Однако окончательный труд поздней карьеры Айвазовского — картина «Среди волн» 1898 года. Это очень большой абстрактный холст, который буквально переносит зрителя в море. Это изображение чистого опыта без какого-либо опосредованного религиозного, сентиментального или исторического контекста.

Иван Константинович Айвазовский умер 19 апреля 1900 года в Феодосии, всего за три месяца до своего 83-го дня рождения.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вам нравятся картины Айвазовского?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.