6 сентября 1826 был открыт Египетский мост в Санкт-Петербурге

В 1826 году на Фонтанке в Санкт-Петербурге был открыт Египетский мост, который построили под руководством и по проекту инженеров В. А. Христиановича и В. Фон Треттера. Этот мост соединяет Безымянный и Коломенский острова через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Питера. Сооружение получило свое наименование ввиду необычного архитектурного богатого оформления в египетском стиле. Предлагаем вам ознакомиться с историей Египетского моста в Петербурге.

Описание моста

Карниз, порталы, ажурную решетку и колонны постройки мастера украсили узорами из египетских иероглифов. На въездах моста они разместили 4 изваяния сфинксов, лежащих на постаментах из гранита. На головах скульптур находились 6-гранные фонари. Сегодня сфинксы – это единственный архитектурный элемент, который сохранился от того моста.

Параметры сооружения были следующими: ширина пролета - 11,7 м, длина – 55 м. Для моста также были возведены устои, выступающие в реку и облицованные гранитом. В ходе эксплуатации конструкция ремонтировалась множество раз. Это происходило в 1876, 1887, 1894, 1900 и 1904 гг. Сооружение просуществовало до 1905 года, после чего внезапно рухнуло под тяжестью эскадрона конногвардейского полка, который проходил по нему. В том же году на этом месте был построен временный мост из дерева.

Судьба новой конструкции

Египетский мост был заново построен в 1954-1956 годах по проекту архитекторов В. С. Васильковского и П. А. Арешева и инженера В. В. Демченко. В начале 21-го века скульптуры и пьедесталы начали стремительно разрушаться.

Текущий ремонт изваяний сфинксов и комплексная реставрация объекта была произведена в 2004 году. В ходе восстановительных работ мастера удалили огромное количество слоев красок и в итоге установили, что первоначально головы сфинксов были позолоченными. Все обнаруженные несовершенства специалисты быстро устранили, скульптуры вызолотили снова, расчистили гранитные постаменты, а их швы заделали свинцом.

В итоге Египетский мост, являющийся памятником культуры и истории, превратился в неотъемлемую часть образа Петербурга, как и иные «скульптурные» мосты: Львиный, Аничков и Банковский.

Почему Египетский мост называют «поющим»

Известно, что движение по этому мосту было открыто в 1826 году, 25 августа, в 8 часов утра. Этому событию придавалось огромное значение. Еще за месяц до завершения строительства была разработана торжественная церемония открытия переправы.

Неофициально Египетский мост наименовали «поющим». В 1901 году «Петербургская газета» писала: «Оказывается, что в Петербурге есть и поющий мост. Это Египетский. Как известно, он оснащен цепной системой, и, когда вы по нему едете, то его цепи производят самые разные заунывные звуки. Не напевает ли он себе погребальную песнь?»

Обрушение моста

В 1905 году, 20 января, через Египетский мост ехали 11 саней с возницами, а навстречу им шел кавалерийский эскадрон. Мост внезапно затрещал и рухнул. В воде очутились все, кроме трех лошадей и двух всадников. Пожарные подоспели быстро и вытащили пострадавших на берег. Позднее полиция установила, что пострадал один кавалерист, девочка и женщина. К счастью, погибших не оказалось.

Газета «Новости дня» это событие описала так: «Сегодня в 12½ час. дня через Египетский мост следовал лейб-гвардии конно-гренадерский полк по направлению от улицы Могилевской к проспекту Ново-Петергофскому. В тот момент, когда головной сегмент полка подходил к противоположному берегу, конструкция обрушилась. Офицеры, которые находились впереди, успели на берег выскочить. Нижние же чины в количестве 2 взводов, шедшие в строю справа по 3 в ряд, упали в воду вместе с лошадьми. В реке оказались также один ломовой и 4 легковых извозчика без седоков, проезжавшие в обратную сторону, и пара пешеходов. Вся настилка моста вместе с креплениями и перилами, сломав чугунную опору и разорвав цепи, проломила лед и утонула. Лошадей и людей достали из воды к 2 часам дня. Пострадавших отправили в лазарет Николаевского артиллерийского училища и приемные покои. Серьезно пострадавших не оказалось. Предполагают, что причиной несчастья стала раскачка моста кавалерией при не совсем прочной конструкции».

Почему произошла авария

Многим крушение Египетского моста показалось очень странным. Ведь он дважды ремонтировался в 1904 году, и один раз – в январе 1905 года. Эксперты обследовали конструкцию и обнародовали официальную причину поломки – наличие раковины внутри одного из металлических звеньев цепи и отвратительное качество железа.

Нынешние специалисты аварию объясняют хрупкостью металла на морозе. В школьных учебниках крушение Египетского моста с тех пор приводят как свидетельство эффекта резонанса. А в воинский устав внесли новую команду «идти не в ногу», которая отдается строю, перед тем как он начнет переходить любой мост.

И все же точная причина аварии так и не найдена. В некоторых источниках указано, что солдаты перемещались по Египетскому мосту на лошадях, а поэтому они не шли в ногу, соответственно, не могли создать эффект резонанса.

Мистическая версия

Поговаривают, что в обрушении Египетского моста замешана мистика. Ненаучная версия гласит, будто бы в одном из близлежащих домов проживала женщина, которую когда-то обманул гвардейский офицер. Когда она увидела военных, проезжающих по мосту, то воскликнула: «Чтоб вы, военные, провалились!» Тот же час это и произошло.

Многие в происшествии обвиняют сфинксов. Известно, что скульптуры были изготовлены на месте. С Древним Египтом они никогда не имели никакой связи, но горожане наделяли изваяния разными сверхъестественными способностями. Люди думали, что не мост «поет» ввиду скрипящих цепей, а поют сами сфинксы, причем лишь погребальные песни.

И все же из аварии эксперты сделали требуемые выводы. В начале XX века они изобрели системы висячих мостов, где использовали не цепи, а многопроволочные гибкие канаты (ванты), которые выдерживают гораздо большую нагрузку.

Новый формат переправы

В конце XVIII – начале XIX века только зарождалась идея цепных конструкций, причем одновременно сразу в нескольких развитых державах. Тогда только начинали применять в строительстве железо, учитывая внушительную гибкость металлических сплавов по сравнению с чугуном. Таким образом, мастера XVIII века задумали новейший формат переправы через реку – подвесное полотно на металлических цепях.

Одним из первых сооружений такого типа в Петербурге был мост Екатерингофский, который, к сожалению, давно разрушен. В 1823 году начали возводить второй, аналогичный мост – Пантелеймоновский. В это же время приступили к постройке и Египетского моста.

Тема изучения Востока, и в первую очередь Древнего Египта, в начале XIX века пользовалась большой популярностью во всем мире. Это увлечение в архитектуре Питера отразилось в виде фонтанов вблизи Пулковской горы, украшенных сфинксами. В Царском Селе есть ворота в египетском стиле, а напротив Академии художеств стоят изваяния сфинксов.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы когда-нибудь ходили по Египетскому мосту?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.