«Доисторические граффити»: на Тибетском плато обнаружены следы рук и ног, оставленные детьми 226 тысяч лет назад

Неужели найдено самое старое произведение искусства в мире? Последовательность следов рук и ног, обнаруженных на Тибетском плато, насчитывает 226 000 лет и может быть «доисторическим граффити», оставленным детьми. Впервые его обнаружили еще в 2018 году. Отпечатки были сделаны на известняке, отложившемся возле затвердевших горячих источников. Даже консервативная оценка датировки делает его в 3-4 раза старше, чем другие найденные наскальные изображения. Команда считает, что отпечатки оставили двое детей в возрасте 7 и 12 лет.

«Доисторическое граффити»

Исследователи полагают, что они нашли самое старое из известных произведений искусства — последовательность из пяти следов рук и ног маленьких детей, которым, как считается, 226 000 лет.

По словам исследователей из китайского Университета Гуанчжоу, отпечатки как минимум в 3-4 раза старше наскальных рисунков Франции, Индонезии и Испании.

Кем именно сделаны отпечатки

Основываясь на датировке, исследователи определили, что следы оставили 169-226 тысяч лет назад. Измерения отпечатков привели команду к выводу, что следы ног были оставлены семилетним ребенком, а отпечатки рук — двенадцатилетним.

Доподлинно неизвестно, какой вид людей сделал эти отпечатки, но единственный разумный вывод напрашивается сам — это Денисовский человек, вымерший подвид людей, фрагментарные останки которых были найдены в Алтайском крае и на Тибетском плато.

Случайность или творческий порыв древнего человека

Являются ли гравюры искусством? Чтобы получить ответ на этот вопрос, команда обратилась к археологу Томасу Урбану из Корнельского университета в Нью-Йорке, чье исследование включало изучение следов человека в национальном парке Уайт-Сэндс в Нью-Мексико.

Первая подсказка пришла из того факта, что отпечатки были вдавлены в травертин. Это форма земного известняка, который откладывается поблизости от горячих источников. Со временем он должен был постепенно затвердеть. «Это была бы скользкая наклонная поверхность», — отметил Урбан.

Однако он не может точно ответить, были ли сделаны отпечатки намеренно, в творческом порыве, или дети просто упали. С другой стороны, так, как расположены следы, упасть крайне сложно. «Маленькие дети увидели эту среду и намеренно изменили ее, а мы можем только строить догадки относительно того, как это произошло», — продолжает Томас.

Доказательством преднамеренного характера является тот факт, что на камне вообще сохранились отпечатки ладоней. В отличие от следов, они редко встречаются в летописи окаменелостей предков человека. По словам команды, наличие отпечатков рук связано с давней традицией искусства, включающей нанесение трафарета рук на стены пещеры.

Конечно, некоторых ценителей может возмутить сама мысль о том, что гравюры Кесанга представляют собой искусство. «В разных лагерях есть свои определения искусства, которые ставят во главу разные критерии, — прокомментировал Урбан. — Но я хотел бы выйти за рамки этого и сказать, что могут быть ограничения, налагаемые этими строгими категориями, которые могут помешать нам более широко мыслить о творческом поведении».

Урбан считает, что это не утилитарное поведение. В этом есть что-то игривое, творческое, возможно, символическое. «Это касается фундаментального вопроса о том, что на самом деле означает быть человеком».

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, следы ног и рук детей в Кесанге можно назвать искусством?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.