Молочные мигранты, или Как молоко поспособствовало массовому переселению человечества в степи

Начало бронзового века ознаменовалось первым массовым переселением народов, известным историкам. Примерно 5000 лет назад жители Причерноморской степи за короткий промежуток времени расселились по обширным степям Евразии, дойдя до Алтая и Монголии. Недавно ученые выяснили, что миграции способствовал переход на молочную диету.

Научная проблема

Ученых давно волнует вопрос, каким образом за короткий исторический период полудикие племена скотоводов, кочевавших в Причерноморско-Каспийской степи, расселились на тысячи километров к востоку от Волги, захватывая все новые и новые территории. Для этого необходимы значительные человеческие ресурсы, тягловая сила и запас провианта.

Продуваемые зимой ледяными ветрами степи Южной Сибири и Казахстана представляют собой серьезную преграду для передвижения. В летний период они засушливые и также неблагоприятны для проживания людей раннего бронзового века.

Пазл сложился

Относительно транспорта споры не возникают. Примерно 5500 лет назад в Причерноморье люди приручили дикую лошадь и освоили навыки верховой езды. Повышение мобильности благоприятствовало освоению новых слабозаселенных территорий. Конкурентное преимущество способствовало увеличению населения, поэтому все новые и новые группы кочевников уходили в поисках земель, богатых ресурсами.

Но как мигранты решали вопросы продуктов питания? Что помогало перемещаться на значительные расстояния? На днях исследователи с помощью молекулярного анализа пролили свет и на эти вопросы.

Молочные мигранты

Новейшие технологии позволяют по мельчайшим частичкам археологического материала проверять множество параметров. Взяв для исследования зубы древних кочевников, обнаруженных в захоронениях евразийских степей, специалисты Института истории человечества имени Макса Планка в Германии выявили любопытную закономерность.

Ученые соскоблили с зубов так называемый зубной камень – это известковый налет, который каменеет и сохраняет внутри себя микроскопические остатки пищи. По словам руководителя исследования и специалиста по палеопротеомике доктора Шевана Уилкина, результат их удивил. Он поможет пролить свет на ключевую загадку древней истории человечества.

Оказалось, в зубном камне находились молочные белки в большом количестве. Это свидетельствует о принципиальном эволюционном моменте – переходе кочевников на молочную диету. Происшедшее можно назвать пищевой революцией, оказавшей решающее влияние на дальнейшие исторические процессы.

Эволюционное преимущество

Если до начала бронзового века 90 % рациона составляло мясо, то спустя несколько столетий 94 % людей раннего бронзового века явно пили молоко. Оно обладает полезными свойствами и легче усваивается. Помимо ценного белка и молочных жиров, насыщает организм кальцием, калием, витаминами и микроэлементами. Это ключевые элементы, укрепляющие кости и поддерживающие сердечно-сосудистую систему.

Какое молоко пили наши возможные предки? И это выяснили ученые. Молекулярный анализ показал, что в зубном камне преобладают молочные пептиды коз, овец и коров. Но также в нем сохранились следы лошадиного кумыса.

Молочные продукты можно ферментировать, заготавливать впрок, а также получать во время странствий, как используя молочный скот, так и доя самих кобыл. То есть вопрос голода был снят с повестки дня.

А вы любите молочные продукты?