Другого такого монумента в мире нет: какие секреты истории государства открывает нам памятник "Тысячелетие России"

Более 150 лет назад в Новгороде состоялось торжественное открытие памятника под названием "Тысячелетие России". Подобного монумента в стране больше нет. Эта гигантская скульптурная композиция отражает тысячелетний период в российской истории, изображает ярчайших представителей культуры. Однако возникают вопросы. На что опирался автор монумента при выборе персонажей?

Выбор достойных

Как составить список самых достойных представителей культуры, живших на протяжении нескольких столетий? Михаил Микешин, автор монумента, прекрасно осознавал, что работы предстоит много, нужна помощь "коллективного разума". И обратился к уважаемым известным людям с просьбой помочь ему выбрать фигуры для горельефа.

На просьбу Микешина откликнулись самые разные деятели культуры, в том числе Тургенев и Соловьев. Обсуждение и составление списка продолжалось, конечно, не один день. Эксперты встречались каждую неделю. Спорили, предлагали, перечисляли достоинства кандидатов.

В споре, как известно, рождается истина. Однако дискуссии по четвергам не помогли Микешину, а напротив — осложнили ему задачу. Уж слишком полярными были мнения. Будущему автору "Тысячелетия России" пришлось прислушиваться к внутреннему голосу, а не к спорщикам.

Что-то подсказывало ему, что Иван Грозный здесь ни к чему, а Марфа Борецкая — в самый раз. Пушкин нужен, а Белинский — отнюдь.

Микешин отдавал, как правило, предпочтение творческим патриотам.

Еще одной причиной, затруднявшей выбор героев, был политический аспект: присутствие того или иного персонажа означало признание его заслуг. И здесь столкнулись интересы приверженцев различных общественных и политических взглядов.

Пушкин и другие

Александр Сергеевич стоит рядом со своим младшим собратом по перу - Гоголем - и кажется выше его, хотя в реальной жизни был ниже ростом. Это сделано намеренно: великий поэт, создатель нового литературного языка, должен возвышаться над коллегой. Такое же положение принял и Лермонтов по отношению к Пушкину.

Люди того времени были в недоумении. Пушкин велик, он вне конкуренции. Но Гоголь, Лермонтов - кто они? Да, не бесталанные писатели, но зачем они нужны на монументе?

Для того чтобы Николай Васильевич попал на памятник, Микешину пришлось сильно побороться. В окончательном перечне Гоголя не было. Однако скульптор пошел на риск и заказал подготовку двух других фигур: автора "Мертвых душ" и ...... украинского писателя Тараса Шевченко, который также был приятелем скульптора.

Когда это "своеволие" художника было раскрыто, разразился скандал. Микешин написал письмо самому царю. В послании было несколько длинных абзацев, посвященных Шевченко, якобы доказывавших его значение для русской литературы, и перечисление заслуг Гоголя.

Александр II одобрил Гоголя, но отверг Шевченко. По одной из версий, у императора видимо, просто не было времени прочитать полный текст длинного письма, поэтому все, что касалось украинского поэта, он просто пропустил.

Ивана IV на мемориале нет. Изображены его первая жена и его помощники - протопоп Сильвестр и окольничий Адашев. Было бы неправильно не отразить времена грозного царя, но еще более неправильно изображать его в городе, где он устроил страшную резню в 1570-м.

Марфа Борецкая

Вопреки ожиданиям, фигура Борецкой не вызвала осуждения правительства. Она была женой и матерью служилых людей — и муж, и сын ее были новгородскими губернаторами. Сама Марфа оказывала некоторое влияние на политическую и общественную деятельность. Выгравировать ее на памятнике - значит отдать дань истории города. Кроме того, Александр II готовил реформу местного самоуправления и создание земств, что также было связано с республиканской традицией.

Николай I

Образ императора должен был быть помещен Микешиным на горельеф. Император Александр II прямо спросил художника: "Где отец?" Микешин попытался объяснить, что, поскольку Николай Павлович скончался не так давно, помещать его фигурку на монумент рановато - пусть пройдут годы, и тогда можно будет оценить его политические заслуги.

Откуда литовцы

Часто недоумевают, откуда на памятнике взялись фигуры литовских князей? Дело в том, что они воевали на стороне России против Польши, где в то время только зарождались антирусские националисты, мечтавшие о независимости от Российской империи. Кроме того, присутствие этих фигур должно было подчеркнуть изначальную принадлежность Литвы к русским землям.

Монумент в опале

После 1917 года монумент осудили и заклеймили. Он не отражал исторической действительности: среди скульптур ни одной фигуры рабочих и крестьян. Уместными среди изваяний, по мнению власти, были лишь Сусанин, Ломоносов и Минин. Да и те "запятнали" свою репутацию сотрудничеством с царским режимом.

В сорок первом году памятник был разобран немецкими оккупантами, вошедшими в Новгород в середине августа.

Почему "идеологически опасный" монумент все же восстановили? Во время войны отношение к историческим личностям, изображенным на нем, изменилось. Прежде всего к Суворову, Нахимову, Кутузову, ставшими символами победы. Памятник восстановили и открыли за год до окончания войны. Правда, восстановили не до конца, насколько это было возможно в условиях военного времени. Первоначальный облик памятнику вернули лишь в 1995 году.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы были в Новгороде? Видели памятник "Тысячелетие России"?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.