Все это происки Осириса, Марса и Деметры: как объясняли приход весны древние мифы и легенды

На протяжении всей истории люди создавали мифы и легенды, пытаясь объяснить, почему погода и температура меняются. Древние народы выживали, полагаясь на урожайность, поэтому неудивительно, что их воображение всегда будоражила весна, которая приходила после суровой зимы. Объяснял каждый народ такое потепление по-своему.

Деметра воссоединяется с дочерью

В греческой мифологии Деметра — могущественная богиня земли, которая заставляет растения расти и цвести. Согласно преданию, однажды ее прекрасную дочь Персефону похитил Аид, бог смерти.

Когда Персефона исчезла, обезумевшая мать искала ее повсюду. Бог солнца Гелиос увидел, как опустошена Деметра, и сказал ей правду: в земле открылась огромная пропасть, и Аид унес Персефону в подземный мир. Самой Деметре не удалось спасти Персефону, тогда она объявила забастовку.

Деметра отказалась выращивать растения. Страшная засуха охватила весь мир. Еды не было, и казалось, что все живое умрет с голоду. Наконец, отчаявшиеся боги заступились за Деметру, приказав Аиду отпустить Персефону. Аид должен был подчиниться, но у него была последняя уловка. Пока Персефона находилась в подземном мире, она съела зерна граната, которые символизируют брак и победу в битве. Четыре месяца в году, по одному за каждое съеденное семя, Персефона должна была жить в подземном мире как царица Аида. И пока Персефона находится в стране мертвых, Деметра скорбит, и ничего не растет, и мир переживает зиму. Весной Персефона возвращается к матери, и растения снова могут расти.

Кибела воскрешает растения

Считается, что поклонение Великой Матери Богов началось в современной Турции. Там ее описывали как мать всего: от гор до богов. Без нее не было бы жизни. В Риме ей поклонялись под именем Кибела. Там ее считали богиней земледелия, плодородия и воскрешения. Ей приписывали цветение растений.

Самый известный миф о Кибеле связан с ее отношениями с другим богом земли по имени Аттис. Аттис влюбился в человеческую женщину, хотя был любовником Кибелы. Разъяренная предательством, Кибела прокляла его. Под влиянием ее жестокой магии он жестоко ранил себя и в конце концов умер. Кибела была переполнена сожалением и вместе с Зевсом, царем богов, вернула Аттиса из мертвых.

И Кибела, и Аттис ассоциировались с растениями, а его мучения и смерть символизировали то, как растения отмирают зимой. Считалось, что Кибела, возвращающая Аттиса из мертвых, также воскрешает растения.

Внезапный ветер приносит тепло

Термином «ветер чавычи» описывают внезапные, иногда сильные ветра, которые дуют на Западе Америки в начале весны. Эти ветра появляются возле штатов Вашингтон и Орегон, которые являются прародиной народа чавычи, и становятся более сильными по мере того, как дуют на восток. Ветры чавычи приносят с собой резкие перепады температур.

Коренные народы, жившие в этих регионах, были хорошо осведомлены об этих ветрах и имели о них рассказы. В одной истории сиксика, рассказанной в «Когда медведь украл чавычу», ветер чавычи захватывается большим медведем, из-за чего зима длится до тех пор, пока его не освободит бесстрашный мальчик из племени сиксика и его друзья-животные. В других легендах ветер чавычи - разумное существо, специально приносящее теплую погоду.

Бриггита - воплощение весны

В Ирландии начало весны отмечают 1 февраля, который известен как День святой Бригитты. В католической легенде святая Бригитта описывается как девушка, принявшая христианство и ставшая первой монахиней Ирландии. В День святой Бригитты в океан опускают соломенное чучело святой.

Бригитта или Брид была богиней весеннего сезона и считалась одной из самых могущественных кельтских богинь. Она была частью собственной троицы, трех богинь по имени Бригитта, которые были аспектами одного и того же божества. Древние верующие видели в Бригитте богиню многих вещей: от огня до поэзии. Однако она была наиболее известна как богиня весны, которая приносила плодородие.

Сын Иштар возвращается из подземного мира

Могущественное древневавилонское божество Иштар была богиней любви, войны и бурь. Она изображена как хаотичная и изменчивая, способная как разрушить жизни, так и спасти их.

У Иштар был сын по имени Таммуз, которого она отправила жить в мир смертных. Как описано в «Иштар и Таммуз: вавилонский миф о временах года», Таммуз стал известен как владыка растений, и люди и животные стекались к нему. Сначала Иштар была горда, но по мере того, как он становился все более и более любимым, ее гордость превратилась в ревность, и она сразила Таммуза.

Со смертью Таммуза умерла и вся созданная им растительная жизнь. Мир стал пустынным местом, где царили голод, засуха и печаль. Иштар тоже скорбела и отправилась в подземный мир, чтобы вернуть Таммуза. Там Иштар пришлось торговаться со своей сестрой Аллату, ужасающей полульвицей, королевой мертвых. В конце концов, Иштар смогла вернуть Таммуза к жизни, но только при условии, что он вернется в преисподнюю на полгода. Это древнее месопотамское объяснение смены времен года. Когда Таммуз находится в подземном мире, все бесплодно. Но весной, когда Таммуз возвращается, он превращает мир в зеленый рай.

Марс и жертвоприношение

Марс широко известен как бог войны, но в Древнем Риме, Спарте и Греции он считался ответственным не только за военные действия. Считается, что ему поклонялись как весной, так и осенью. Весной ему поклонялись на множестве фестивалей и праздников, и каждое такое поклонение сопровождалось жертвоприношением. Условным или реальными зависело от случая.

Один из этих ритуалов известен как Ver Sacrum или «Священный источник». Во время голода, засухи или других ужасных для древних итальянцев погодных условий считалось, что ритуальные жертвоприношения — единственный способ убедить Марса вернуть хорошую погоду и обильные урожаи. Древние итальянцы обещали, что все, что растет в марте и апреле, принадлежит Марсу, побуждая его сделать этот сезон благоприятным.

Осирис восстал из мертвых

Жизнь в Древнем Египте была возможна благодаря разливу реки Нил. Наводнения могли быть смертельными и разрушительными, но они также делали землю плодородной.

В древнеегипетском календаре было всего три сезона: Шему, когда урожай был готов к сбору; Ахет, когда развался Нил; и Перет, который наиболее тесно связан с весной, потому что именно тогда растения начинают прорастать. Осирис является одновременно богом смерти и богом земледелия, и считалось, что он несет личную ответственность за разлив Нила и рост растений.

Гуман приносит урожай

В Китае существует традиционная церемония, насчитывающая сотни лет, чтобы отпраздновать приход весны. Церемония длится весь день и включает в себя ритуальную вспашку поля, пение и танцы, приветствующие новый сезон, и подношение цветов Гумангу, древнему богу весны.

Гоуман (иногда пишется как Джуман) был известен как бог жизни, поэтому неудивительно, что ему также приписывают возвращение жизни в мир природы после долгой суровой зимы. Его часто описывают как массивную птицу с лицом человека. В древние времена считалось, что подношения, которые он получал на празднике в начале весны, побуждали Гумана обеспечить общине хороший урожай.

Ярило едет на белом коне

Ярило — бог, который босиком, во всем белом едет на белом коне и носит корону из цветов. Он мужчина, но его описывают как очень женственного. Несмотря на свою мягкую и нежную внешность, Ярило является одним из самых могущественных богов в славянских легендах и требует человеческих жертв, чтобы вернуть урожай.

Как описано в «Славянском колдовстве: шаманское путешествие посвящения», Ярило почитали на празднике в начале весны. Верующие собирались, вплетая в волосы полевые цветы и взявшись за руки, чтобы танцевать в кругу.

Повелитель дождя Тлалок

Древний ацтекский бог Тлалок считался столь же непредсказуемым, как и погода, которой он управлял. Иногда он был спасителем человечества, создавая дожди, которые заставляли урожай расти. Считалось, что Тлалок держал дождь, засуху, болезни и мороз в наборе священных кувшинов и мог обрушить их на человечество, когда сочтет нужным.

Поэтому в начале сезона дождей в апреле или мае ацтеки проводили ритуал в честь Тлалока в надежде, что он проявит милосердие.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Интересуетесь ли вы мифами и легендами?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.