Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для всего советского народа. На фронте и в тылу, в цехах заводов и на колхозных полях, в блокадном Ленинграде и партизанских отрядах – каждый вносил свой вклад в общее дело Победы. Но особое место в этой летописи мужества занимают дети, чьи судьбы война перечеркнула раньше времени. Они не дожидались совершеннолетия, чтобы встать плечом к плечу со взрослыми, а работали на износ. Например, в Архангельске дети строили елы, затем на них ловили рыбу и тем самым спасали фронт и тыл от голода.
Что за елы
Елы являются классическими длинными острыми лодками. Изначально они были созданы для хождения в норвежских фьордах. В дальнейшем эти лодки перекочевали на Кольский полуостров. Лодки привлекали своей быстроходностью и легкостью. Однако к 1940 году от них практически отказались, так как они стали морально устаревшими. Появились другие судна, к примеру траулеры.
В годы Великой Отечественной войны к возведению ел вновь вернулись. Причина – большое количество траулеров было мобилизовано для Северного флота. Но ведь планы по добыче рыбы никуда не делись. Тогда было принято решение вернуться к изготовлению ел: для борьбы с голодом осенью 1942 года издали указ о строительстве малых промысловых ел в Архангельске.
Елы военного времени не были точной копией норвежских лодок. Схожесть лишь была в корпусе. Обнаруженные чертежи судов указывают на то, что их длина составляла 9,5 м, а ширина была более 2 м. Судя по всему, елы должны были быть оборудованы моторами, но, естественно, в годы войны их не хватало. Поэтому елы возводили с парусным вооружением. Также было предусмотрено использование весел.

Приезд детей в Архангельск на работу
Решение о строительстве ел в Архангельске было принято, но ведь работать было некому. Практически все люди, являющиеся мастерами в этом деле, были мобилизованы. Тогда в 1943 году в Архангельск начали массово приезжать дети в возрасте от 10 до 16 лет, чтобы работать. Перед ними ставились задачи – строить елы и ловить рыбу (навагу, треску и корюшку) в прибрежных зонах Белого моря и Двины.
Неизвестно, почему именно приехавшие попали под трудовую мобилизацию. Есть предположение, что это были сироты, у которых родители погибли на фронте, и дети репрессированных лиц.
Условия, в которых трудились юные судостроители
Дети, прибывшие на Архангельскую судоверфь, столкнулись с крайне тяжелыми условиями. Архивные телеграммы рисуют мрачную картину: дети не имели одежды по сезону и обуви. Практически у всех были вши. Еда в достаточном количестве отсутствовала. Дети питались очень плохо. Из-за этого некоторые из них погибли от голода. На это также указывают телеграммы тех времен.
Но стоит отметить, что дети не всю войну трудились в тяжелых условиях. Однажды удалось решить вопросы обеспечения едой, одеждой и обувью. Это подтверждают фотографии детских бригад. На них все юные судостроители стоят в теплых куртках и штанах.
Трудовой подвиг детей
Дети за короткий срок научились строить лодки. Они выполняли работы, относящиеся к высоким рабочим разрядам – вплоть до 6-го. Есть сохранившиеся статистические данные. Известно, что в период до 1946 года детьми, работающими на Архангельской судоверфи, было построено около 350 ел. Это трудовой подвиг, который сыграл значимую роль в спасении фронта и тыла от голода.

Современный проект: связь поколений
К 80-летию Победы архангельские энтузиасты придумали для школьников проект, в рамках которого нужно построить корабль предков, а именно елу по чертежам 1943 года, найденным в архивах. Идея была поддержана Фондом президентских грандов. В ноябре прошлого года школьники приступили к работе. Им помогают мастера верфи Товарищества поморского судостроения.
Руководитель верфи отмечает, что ела будет похожа корпусом на аналогичную лодку времен Великой Отечественной войны. Но в остальном она будет отличаться. Летом ела будет готова. Школьники, попробовавшие себя в роли начинающих судостроителей, станут капитанами и отправятся в плавание. Дистанция по воде составит 2,5 тыс. км. Путешествие начнется из Дубны. Далее маршрут будет лежать через Рыбинск, Череповец, Вытегру, Петрозаводск и т. д. Завершится плавание на лодке в Архангельске.
Один из участников
Алексей Гейм – один из участников проекта. Ему 14 лет. Он рассказал о том, как оказался на стройке елы. Алексею нравится работать с деревом. Ранее он мастерил разделочную доску, скалку, кухонную лопатку. Мама, зная о хобби своего сына, предложила ему принять участие в проекте. Алексей сразу согласился.
Став участником, мальчик попал в бригаду, которая состоит из 8 человек. В группе есть даже девочки. Все умеют работать с деревом – строгать, пилить и т. д. Алексей рассказал, что он и остальные ребята уже смастерили каркас елы. По мнению мальчика, сам процесс изготовления лодки несложный. Тяжело лишь физически и требуется немало времени. Но несмотря на это, изготавливать лодку увлекательно. К тому же руководители очень интересные, как отмечает Алексей.

Значение проекта и его результат
Проект имеет очень важное значение. Дети, участвующие в нем, не только учатся работать с деревом и осваивают тонкости судостроения, но и погружаются в историю. Итоги проекта будут подведены выставкой.
Она будет состоять из 2 мероприятий. Первое пройдет под открытым небом. Можно будет увидеть елу, построенную руками школьников, ознакомиться со стендами, на которых будет представлена информация о проекте и путешествии. Второе мероприятие будет организовано в Северном морском музее. Посетителям будут представлены предметы старины и фотографии из прошлого.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание