Эпоха между войнами — время стремительных перемен, взлетов к вершинам и крутых падений. Эта история — о человеке, который, не достигнув и тридцати лет, стал главным конструктором Кировского завода, а уже через неполные пять лет руководил разработками в знаменитом "Танкограде". Ему принадлежит создание целого ряда прославленных танков, определивших ход самой масштабной войны в истории.
Начало пути героя
По желанию родителей Жозеф Котин изначально выбрал путь медика и поступил в медицинский институт. Но его истинной страстью были механизмы и индустрия, которые увлекали его куда больше, чем анатомия. Это привело к смене курса: он перешел в Харьковский политех на автомобильный факультет.
Через несколько лет Котин вступил в Красную армию уже в должности инженера, а не как строевой солдат. К 25 годам он успел окончить Военно-техническую академию. Рост его карьеры был стремительным: менее пяти лет потребовалось Котину, чтобы занять должность главного конструктора в 1937-м.
Новые разработки молодого специалиста

Эпоха 30-х годов в советском танкостроении запомнилась машинами, напоминавшими скорее сухопутные корабли. Трехбашенный средний Т-28 и пятибашенный тяжелый Т-35, несомненно, впечатляли на парадах. Но уроки испанской Гражданской войны показали, что время таких гигантов уходит: вездесущая и скорострельная противотанковая артиллерия делала их слишком уязвимыми. Стало ясно, что концепция тяжелого танка нуждается в серьезных изменениях.
Жозеф Котин предложил иное решение: сосредоточиться на простоте конструкции и реальной боевой ценности, а не на показной мощи. В преддверии большой войны, неизбежность которой понимали в Москве, именно его машина, получившая обозначение "КВ", пошла в серию.
Помимо стандартного КВ с 76-мм пушкой, бюро Котина создало и его более грозную версию — КВ-2, вооруженную 152-миллиметровой гаубицей в огромной башне. Это давало возможность Красной армии подводить тяжелую артиллерию прямо к цели, ведя огонь с минимальным риском для экипажа. К 22 июня 1941 года в частях Красной армии насчитывалось 572 танка КВ. Для немецких войск, чьи стандартные 37-мм противотанковые пушки попросту не могли пробить броню КВ, встреча с ним стала крайне неприятным сюрпризом.
Новые танки с упором на скорость
Танк Котина обладал потенциалом влиять на оперативный ход событий, но не был неуязвимым. Угрозу для него представляли 88-мм зенитные орудия и немецкие пикирующие бомбардировщики, которые, хоть и были дорогими, активно применялись.
С появлением у немецких Pz-IV длинноствольных пушек, способных пробивать броню КВ, стало очевидным требование к созданию нового танка. Однако в 1942 году, когда Красная армия остро нуждалась в технике из-за потерь и трудностей с производством, это было крайне сложно.
Ответом бюро Котина стала версия КВ-1С ("скоростной") - более облегченная и практичная. Снятие избыточной брони и более сильный движок позволили повысить скорость почти на 10 км/ч. Это решение существенно прибавило надежности танку, что было критически важно в боевых условиях, наряду с его защищенностью.
Гонка вооружений продолжалась

Появление в 1943-м немецких "Тигров" и "Пантер" стало серьезной проблемой. 76-миллиметровые пушки советских танков Котина оказались бессильны против новой брони. Нужна была принципиально новая машина.
Бюро Котина нашло выход: они взяли 85-миллиметровую зенитку 52-К и приспособили ее для установки в танк. Модифицировав башню, орудие установили на шасси КВ-1С, создав КВ-85. Этот танк уничтожал даже мощные "Тигры" почти с километра!
Затем Жозеф Котин спроектировал танк с совершенно новыми характеристиками. Броня должна была держать удары как 75-мм, так и 88-мм вражеских орудий. Так появился танк ИС — сокращение от знаменитого "Иосиф Сталин". А позже — ИС-2 с мощнейшей 122-миллиметровой пушкой. В 1944 году ее снаряды справлялись с любой бронетехникой противника.
Самоходные орудия Котина
Именитый конструктор не замыкался только на танках — команда с ним во главе активно разрабатывала и самоходные орудия, используя в качестве базы собственные танковые шасси. Замена вращающейся башни на фиксированную рубку, хоть и ограничивала угол горизонтального наведения, позволяла установить на машину более крупнокалиберное орудие.
Из старого КВ-1С появилась самоходка потяжелее и помощнее - СУ-152. Ее основной задачей были штурмы и уничтожение укреплений противника прямым огнем. Когда выпуск КВ-1С был прекращен, Котин стремительно перешел на новую базу, создав ИСУ-152. Эта самоходка, подобно танку "Иосиф Сталин", обладала более мощной броней.
Последние разработки
Жозеф Котин не останавливался на достигнутом: еще до окончания войны он начал работу над мощнейшим в истории танком ИС-3. С его легендарным "щучьим носом" из 110-мм брони, этот танк точно стал бы вершиной танкостроения Второй мировой, недосягаемым для немецких 75-мм и 88-мм пушек.
Тем не менее, ИС-3 не успел поучаствовать в решающих сражениях, уступив лидерство заслуженному ИС-2. После войны Котин продолжал развивать танковую мысль, создавая все новые образцы. Одно из его творений и сегодня работает на наших просторах — это трактор К-700.
"Кировец", известный сегодня каждому, тоже вышел из-под его руководства. Он стал самым легким, долговечным и, что важно, самым массовым серийным изделием конструктора. Всего более 400 000 этих тракторов сошли с конвейера и показали себя в деле как надежные и "неубиваемые".
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание