В начале XX века на воду спустили крейсер, имя которого знает даже тот, кто никогда не интересовался флотом. Но мало кто помнит, что у него были две "сестры" – "Диана" и "Паллада", чьи судьбы сложились по-разному.

Богини с изъяном
Морские державы соревновались, кто в конце XIX века быстрее спустит на воду новый броненосец. Россия, отчаянно пытаясь не отстать, заказала три крейсера, которые были назвали в честь античных богинь – "Аврора", "Диана" и "Паллада". Однако с самого начала все пошло не по плану.
Инженеры, которые ориентировались на британский "Эклипс", сначала хотели создать охотников за торговыми судами, а потом переделали в боевые корабли, но, увы, не самые удачные. Из-за ошибок в расчетах они оказались перегружены. Пришлось убрать два орудия, бронещиты, сократить запасы угля. В итоге крейсеры едва развивали 19 узлов вместо проектных 20, а их пушки уступали даже японским аналогам. "Худшие в своем классе" – так позже скажут эксперты. Но были и плюсы – электрическое управление рулем, система пожаротушения, торпедные аппараты. В общем, корабли были современными, но отнюдь не идеальными.

Первой спустили на воду "Палладу" (1899), затем "Диану", а последней "Аврору" (1900). Испытания выявили массу проблем: артиллерия барахлила, корпус сидел в воде неправильно, в общем, корабли требовали доработок.
Три разные судьбы
Когда грянула Русско-японская война, все три крейсера оказались на Дальнем Востоке. 10 августа эскадра попыталась прорваться из осажденного Порт-Артура. В Желтом море начался хаос, русские корабли стреляли неточно, адмиралы теряли управление, а после гибели флагмана все рассыпалось. "Диана" прикрывала отход, получила пробоину и ушла во французский Сайгон, где ее интернировали (принудительно задержали) до конца войны. Позже крейсер воевал на Балтике в Первую мировую, а в 1922 году его разобрали на металл.

"Палладе" повезло меньше. В самом начале войны в 1904 году японская торпеда угодила ей в борт. Взрыв в угольном бункере, пожар, трое погибших, но корабль "выжил". Его починили, и он даже участвовал в прорыве из Порт-Артура, но после его ждал печальный конец. Японцы методично расстреливали русские корабли. "Палладу" добивали, пока в конце 1904 года она не затонула на мелководье после попадания снаряда. Погибли почти все, кто был на борту. Позже корабль поднимут, отремонтируют и включат в состав японского флота под именем "Цугару". Ирония судьбы заключается в том, что крейсер, построенный для борьбы с Японией, десятилетия служил ее интересам.
А что же "Аврора"? Она избежала гибели в Порт-Артуре, отправившись в составе другой эскадры. В том сражении погибли 15 членов экипажа, а крейсер ушел в Манилу (тогда американскую колонию), где его интернировали. Возвращение в Россию, скромная роль в Первой мировой… Казалось, его ждет участь сестер – разделка на металл или забвение.

Как "Аврора" стала легендой
Революция 1917 года переписала биографию корабля, когда тот самый холостой выстрел 25 октября дал сигнал к штурму Зимнего.
После Гражданской войны корабль стал учебной базой, а в Великую Отечественную – живым щитом. Немцы его бомбили, снаряды рвались у бортов, но "Аврора" выстояла. Мало кто знает, что в 1941 году крейсер хотели списать, но не успели. После окончания войны его ждали ремонты и превращение в музей, а сегодня последняя из трех "сестер" стала молчаливым свидетелем эпох, которые благополучно пережила.

Музей на воде
Удивительно, но даже сейчас "Аврора" остается в строю. На ней несут службу матросы и офицеры Балтийского флота. Их обязанности – обслуживание корабля и обеспечение безопасности посетителей. Экипаж насчитывает около 30 человек, которые живут на борту, занимаются в учебных классах, готовят еду на камбузе. Для многих это большая честь – служить именно на этом крейсере.

На его борту расположен филиал Центрального военно-морского музея, где посетители могут познакомиться с экспозициями, рассказывающими об истории корабля с момента спуска на воду в 1900 году. Особенно интересны:
- Кабинет судового врача с репликой первого на флоте рентгеновского аппарата.
- Операционная, где оказывали помощь раненым в Цусимском сражении.
- Машино-котельное отделение, где моряки несли вахту при температуре +70 °C.
- Артиллерийские установки главного калибра.
Особую ценность представляет фотопортрет командира – капитана Егорьева, выполненный на пробитой обшивке корабля.
Заключение
"Диане" не хватило удачи, "Палладе" – прочности, а "Аврора" обрела поистине мистическую живучесть. Моряки шутили, что богиня утренней зари (так переводится ее имя) просто "не хотела уходить в ночь". Но секрет, возможно, в другом: корабль, ставший легендой, уже нельзя списать на слом, он часть коллективной памяти.

Пройти через три войны, избежать гибели в двух революциях и превратиться в музей – такое не каждому суждено. Сестры "Авроры" давно стали историей, а она, несмотря на возраст, все еще в строю. Сегодня она единственный сохранившийся корабль своего времени, ставший символом не только революции, но и всей истории Российского флота. Как говорят те, кто служит на крейсере, каждый день на борту – это встреча с ожившим прошлым.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание