Пироги с творогом и жареное тесто: что готовили на Масленицу в старину

Православные верующие в России в этом году начали праздновать Масленицу 8 марта. В первую очередь этот праздник является народным и берет начало в языческие времена. Тогда он привязывался к весеннему солнцестоянию, что приблизительно соответствовало 22 марта, символизировал наступление весны и назывался "Комоедица". Это название произошло от слова "ком", обозначавшее медведя. Как известно, эти животные просыпаются весной от спячки. Именно им, комам, и предназначался первый блин.

Сейчас этот праздник приурочен к церковному календарю, но в нем в полной мере присутствуют древние языческие традиции. Название "Масленица" появилось уже в христианскую эпоху и связано с преддверием Великого поста, когда запрещено есть мясо, но можно употреблять молочные продукты, то есть "масляные". Подробно о том, почему этот праздник является кулинарным и о том, что в этот период ели на Руси кроме блинов, рассказала Ольга Сюткина, писатель и историк кухни.

Наследие дохристианских времен

Название "Масленица" появилось на Руси только в XV веке. А языческие традиции, присущие этому празднику, тянутся из глубины веков. Они связаны с бытовой магией, которая была неотъемлемой частью восприятия окружающего мира славянами. Поэтому связь Масленицы с православием по большей части лишь календарная.

И обильные застолья - это наследие еще дохристианского периода. Церковь сохранила обычай накрывать стол разнообразной снедью. Как правило, это была пища молочная: большое количество коровьего масла, творог, молоко, сметана, сливки. Кроме того, употребляли блины, пироги, яйца, рыбу, крупы.

Запасы после зимовки

Запасы, оставшиеся после зимнего периода, в разных семьях были различными. Все зависело от того, к какому региону и к какому социальному слою принадлежали люди. Если они были обеспеченными, то, согласно Домострою, в середине XVI века имели запасы съестного на полгода вперед. Что касается крестьян, то они таким изобилием похвастать не могли.

У них были, в основном, продукты долгосрочного хранения. Речь идет о муке, крупах, бобовых, соленьях, грибах и ягодах. Там, где было возможно, занимались рыбной ловлей, рыбу замораживали или сушили. Что касается молочных продуктов, то они присутствовали круглый год, если в хозяйстве имелась корова. Во время поста сохранить их было трудно, ведь сыр тогда делать еще не умели.

Блины и альтернативные продукты

Недаром Масленицу называют широкой. Под этим подразумевается и разнообразие продуктов, присутствовавших на столе, за исключением мясных. На Руси блины пекли с давних времен. Но в качестве основного масленичного продукта их использовали не всегда. Вплоть до XVI века на это не указывают никакие письменные источники.

К тому же и блины ели не повсеместно. В некоторых краях предпочитали пироги и пирожки. О праздничных блюдах, употреблявшихся крестьянами в Ярославской губернии, есть следующее свидетельства современника, относящееся к 1849 году:

На сырной неделе хозяйки во всех домах с утра затопляют (топят) печи и начинают стряпню: варят и жарят рыбу в плошках и на сковородах, делают пироги, приготовляют для пряженцов (пирожков) тесто, и когда придет время, пряжат (жарят) их в масле или пустые, или с яйцами, или с ягодами и рыбою.

Екатерина Авдеева, известная в качестве русского кулинара XIX века, тоже писала о хворосте и пряженцах, которые предпочитали готовить в Сибири на Масленицу. На Дону в зимнее время продолжалась ловля раков, и ими также лакомились в преддверии Великого поста. Но они не рассматривались как специфическое масленичное блюдо.

Масленица без твердого сыра

На Масленицу, как известно, не едят мясо. При этом долгое время на Руси обходились и без твердого сыра. Это было связано с запретом употребления в пищу телятины. Преступлением считалось забить теленка, который еще питался материнским молоком. Например, за это двух строителей кремля на вологодской земле, которые, изголодавшись, нарушили запрет, бросили в огонь по приказу Ивана Грозного.

Поэтому в Русском государстве до XVIII века не практиковали производство выдержанных, твердых сыров, так как для этого необходим сычужный фермент. А его получали из желудка молодого животного. Когда телята питаются молоком, в их сычуге вырабатывается реннин, расщепляющий молочные пептиды.

Употребление алкоголя не ограничивалось

В части спиртных напитков никаких ограничений не наблюдалось. Тем более, что все это изобилие блинов вряд ли можно было употребить всухомятку. Масленица была весельем разгульным, не обходившимся без горячительного. Пили домашнее пиво, вино, бражку и полугар, которые присутствовали на столе всю неделю. Да и на постной неделе допивали остатки:

В понедельник первой недели поста, еще ни свет, ни заря мужики принимаются за оставшееся вино и пиво… Под вечер до того напьются, что еле ноги переставляют.

Так об этом писал А. Архангельский в 1854 году, который был священником в Ярославской губернии, в селе Давшине.

Красная икра не для всех

Глубоко патриотичные рассказы о том, что крестьяне на Руси имели возможность объедаться красной икрой, являются сказочным фольклором. Дело в том, что при употреблении термина "красная икра" ранее подразумевали не только икру дальневосточных лососевых рыб.

Да и появилась она сравнительно поздно. Речь шла и о более демократичных вариантах, например, об икре окуня, судака, щуки, сиговых и даже корюшки. Даже она являлась для большей части российского населения пределом мечтаний в праздничные дни.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

О каких старинных блюдах на Масленицу знаете вы?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.