Инфантильность детей и другие риски домашнего обучения, которое так популярно в период карантина

До недавнего времени о домашнем обучении школьников не все даже слышали. Но реалии 2020 года оказались таковы, что поневоле с ним пришлось столкнуться каждой российской семье, где есть дети школьного возраста. И большинству родителей такой формат обучения очень не нравится. И неспроста - дети не должны обучаться дома.

Что такое образование?

Профессор Бостонского колледжа, который специализируется на психологии развития и антропологии, недавно опубликовал статью, в которой рассуждает на тему домашнего обучения. По мнению многих педагогов, в настоящее время этот процесс является “нерегулируемым”.

Что такое вообще образование? Ведь это не только механически заученные формулы, правила, исторические факты. Школа призвана (в идеале) формировать личность, которая после ее окончания будет способна вести счастливую и продуктивную жизнь, принося пользу не только себе, но и окружающим. Разве подобную задачу можно решить на удаленном обучении? Да, современные школы далеко не идеальны. Но они имеют опыт, подготовленных педагогов, которых довольно трудно равноценно заменить бабушкой или мамой в домашних условиях.

Почему дети не любят школу?

По мнению видного российского психолога, нашей системе образования недостает индивидуального подхода. Именно в этом причина того, что все дети становятся “середнячками”, ведь подняться над общим уровнем намного сложней, чем опуститься (если изначально был выше). Кстати, история знает немало примеров, когда выдающиеся люди в школе показывали не лучшую успеваемость. Вспомните хотя бы Эйнштейна, которого преподаватели вообще считали неспособным к учебе.

Основой класса становятся именно “середнячки” - это бывшие сильные натуры, которым не дают полностью самовыразиться. Ну а те, кто послабее, кому учитель не может уделить дополнительного времени, обрастают комплексами. Поэтому родители, стараясь уберечь свое чадо от душевных мук, прячут его дома. Но всегда ли это самый лучший выход? Ведь всю жизнь в четырех стенах не просидишь.

Запретить нельзя использовать

Профессор Гарвардского университета Элизабет Бартоле в майской статье, вышедшей в местной прессе, предлагает и вовсе запретить домашнее обучение. Или в крайнем случае жестко его регламентировать.

По словам Бартоле, нежелание отправлять чадо в школу может скрывать ужасающие факты домашнего насилия над ребенком - как морального, так и физического. Государство призвано защищать детей от жестокого обращения, это одна из его обязанностей. Конечно, полный запрет - это уже крайняя мера. Ведь действительно бывают ситуации, в которых домашнее обучение - единственная возможность обучить ребенка. Например, как сейчас, во время мировой пандемии. Нравится им или нет, родители вынуждены обучать детей самостоятельно. Но далеко не все захотят продолжить, когда в этом отпадет необходимость.

Быть на высоте

Мысль о том, что не надо будет каждое утро собирать детей в школу, может показаться привлекательной. Но не стоит торопиться с выводами. Специалисты в области педагогики называют многие подводные камни обучения на дому.

Даже лучшие из нас подвержены некоторым заблуждениям, предубеждениям. Если родитель является единственным учителем, то это верный способ передать чаду свои ограничивающие убеждения. Даже с учетом того, что далеко не все учителя идеальны, стоит ли лишать ребенка возможности учиться у профессиональных педагогов? Ведь большинство родителей таковыми не являются.

По мнению той же Бартоле, круглосуточный надзор за ребенком, доверенный исключительно маме или папе, таит в себе массу потенциальных опасностей. Полная власть над юной душой может привести к перекосам в воспитании.

Недостаточная компетентность

Нельзя владеть одинаково хорошими знаниями в разных областях. Такого просто не бывает. Иначе все уроки в школах мог бы вести один преподаватель.

А ведь качественное домашнее обучение предполагает, что “учителю” придется постоянно заниматься самообразованием. Иначе просто не получится дать чаду хорошие знания. Каждому ли под силу подобная задача?

Конфликт обязанностей

Учителя и родители призваны играть разные роли в воспитании детей. Когда человек пытается исполнять эти роли одновременно, у него случается конфликт интересов. Опасность этой ситуации в том, что не удастся ни одна из них.

Ограничение опыта

Когда ребенок вынужден постоянно заниматься дома, он лишается массы возможностей. В домашних условиях невозможно воспроизвести обычную (даже самую простую) школу.

Культурное разнообразие, возможность услышать другие мнения, узнать об опыте сверстников или наставников - такого дома не получить. Ребенок рискует навсегда остаться инфантильным.

Эмоциональное выгорание

День за днем и месяц за месяцем заниматься с одним и тем же учеником/учителем - непростое занятие. Это станет тяжелым испытанием не только для ребенка, но и для родителя, который возьмет на себя роль педагога.

Во время домашнего обучения будет очень тяжело оставаться разумным, терпеливым и справедливым, особенно если ребенок обладает беспокойным темпераментом или у него есть проблемы с поведением.

Оборудование класса

Нельзя всерьез настроиться на обучение, сидя в мягком кресле, в комнате, где вовсю орет телевизор. Придется выделить если не отдельное помещение, то специальный угол для занятий. Приобрести стол, позаботиться о хорошем освещении. Покупка учебных пособий также ложится на плечи взрослых, а в школе этим занимаются члены родительского комитета.

Поддержание интереса

Современные дети избалованны. У них есть смартфоны, планшеты, компьютеры. Заинтересовать чем-то ребятишек не так просто. К тому же многие страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Организация социальной деятельности

Школа не просто стены и классы. Это возможность социальной и эмоциональной адаптации маленького человека, подготовка его ко взрослой жизни. Поэтому родителям придется отвечать не только за получение знаний, но и за эту сторону развития своего отпрыска.

Изоляция - это не навсегда

Большинство взрослых тяжело переносит необходимость несколько недель оставаться дома из-за карантина. Что говорить о детях. Для большинства изоляция закончится, но только не для тех, кто решит, что ребенку лучше будет на постоянной основе учиться дома.

Результаты опросов показывают, что большинство родителей выбирают такой способ в собственных целях. Чаще всего (до 90 % случаев) они являются религиозными консерваторами и пытаются изолировать своих детей от окружающего мира. Некоторые из них заходят еще дальше и ставят под сомнение науку как таковую.

В некоторых случаях детям действительно не обойтись без домашнего обучения. Например, тем, у кого серьезные проблемы со здоровьем. Несомненно, есть и такие родители, которые способны и мотивированы дать отпрыскам образование более высокого качества, чем то, которое предлагается в государственных школах. Но это единичные случаи.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

После окончания карантина переведете детей на удаленное обучение?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.