Индустрия гостиничного бизнеса в России переживает интересный период. Тенденции меняются: сейчас наблюдается какой-то бум апарт-отелей. Формат размещения относительно новый, и он стремительно привлекает как владельцев гостиничного бизнеса, так и туристов. Но почему?

Сегмент апарт-отелей растет: картина в цифрах
Если в 2017 году в стране возводилось 1,8 млн кв. метров апартаментов (преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге), то по итогам III квартала 2023 года этот показатель вырос в 8 раз - достиг 4,3 млн кв. метров! Забегая чуть вперед, отметим: сейчас 2025 год, и сегмент апарт-отелей продолжает расти по всей России Более того, согласно экспертным оценкам, в ближайшие 5 лет объем рынка увеличится еще почти в 4 раза!
Сегодня большая часть апарт-отелей сосредоточена в Санкт-Петербурге (49% рынка) и Краснодарском крае (27%). Что касается Санкт-Петербурга, то такой формат там прижился давненько - первые проекты были запущены более 10 лет назад, а сейчас число доступных номеров близится к 20 тысячам (более 50% из которых управляются профессиональными операторами).

Столица на удивление почти не фигурирует в этом тренде - власти Москвы еще в 2024 году объявили о прекращении согласования строительства любых апартаментов на территории города. Сказалось то, что жители апарт-комплексов сильно жаловались на нехватку инфраструктуры. Сейчас на территории Москвы всего 16% комплексов такого типа - на этом, судя по всему, все.
Строительство апарт-отелей сейчас активно ведется в Крыму, Севастополе, Алтайском крае, Новосибирской области, Дагестане, Калининградской области и Башкортостане. На рекреационных территориях Черноморского побережья апартаменты стали идеальным форматом для загородного отдыха и размещения туристов. В крупных городах они пользуются спросом, потому что предлагают бюджетное, но комфортное размещение, зачастую в шаговой доступности от ключевых достопримечательностей.

Эксперты не скрывают: в последние годы именно этот формат стал одним из ключевых для развития гостиничной инфраструктуры в туристических центрах страны. Только возникает вопрос: почему?
С чего вдруг такой интерес девелоперов к апарт-отелям
Вызван он несколькими факторами. Главный состоит в том, что формат позволяет быстро окупить вложенные средства за счет продажи номеров частным инвесторам. При этом сегмент очень привлекателен для тех, кто ищет максимально бюджетные варианты проживания, в сравнении с традиционными гостиницами. Стоит ли говорить о том, что этому сильно поспособствовала высокая ставка ЦБ, из-за которой кредитование оказалось не таким доступным, как всего несколькими годами ранее?

Большое преимущество апарт-отелей понимают и инвесторы. Оно - в выборе разных программ управления, в числе которых даже гарантированная доходность. О чем это говорит, если не об уверенных позициях операторов на рынке? А еще о том, что они готовы предложить самые выгодные условия.
Апарт-отели - любимый формат туристов
Их главное преимущество - универсальность. Апарт-отели отлично подходят как для краткосрочного отдыха, так и для более долгого пребывания - деловой поездки, учебы или временного переезда.
Апартаменты обеспечивают гостям больше свободы и приватности по сравнению с традиционными отелями. Они предлагают отдельные спальни, гостиные зоны и полностью оборудованные кухни. Привлекают новизна и технологичность номерного фонда, а также широкий спектр сопутствующих сервисов. Как ни крути, а апарт-отели - формат новый, большинство из них предлагают номера со свежим ремонтом. В любом случае это отличный вариант для семей, компаний друзей и тех, кто просто ценит домашний комфорт вдали от дома.

Стоимость проживания - козырь сегмента
Как мы уже отметили чуть выше, апарт-отели сильно выигрывают за счет гибкой ценовой политики. В таких объектах предлагается приемлемый уровень гостиничного обслуживания. При этом стоимость проживания в апарт-отелях класса 3-4 звезды сопоставима с тарифами в традиционных гостиницах.
Правда, в крупных городах ситуация начинает меняться: стоимость размещения устойчиво растет. При этом она все равно остается привлекательной для туристов. Только к концу 2024 года цены на размещение в апарт-отелях увеличились на 20%. Но менее привлекательными от этого они не стали.

Преимущества, которые видят владельцы гостиничного бизнеса
Для них это, прежде всего, новые возможности. Формат хорош тем, что он позволяет эффективнее использовать площади - предлагать гостям больше функциональных пространств в сравнении с классическими гостиничными номерами.
К тому же апарт-отели обычно требуют меньше персонала для обслуживания. Это плюс в вопросе операционных расходов. Неплохая перспектива, не так ли? Особенно в условиях растущей конкуренции и растущих аппетитов самих туристов.

Апарт-отели очень адаптивные
Сейчас операторы гостиничного бизнеса поголовно внедряют новые концепции. Они пытаются сочетать элементы апартаментов и отельного сервиса. И именно апарт-отели, как оказалось, очень хорошо адаптируются под потребности бизнес-путешественников. Неудивительно, ведь они предлагают гостям полноценный набор услуг и удобств для работы вдали от офиса. Другие фокусируются на семейном сегменте - стараются оснастить апартаменты всем тем, что нужно для комфортного отдыха с детьми или парой.

Апарт-отели - формат очень гибкий. Он позволяет моментально реагировать на изменения потребительских предпочтений и при этом развивать программы лояльности, а также дополнительные услуги, ориентированные на постоянных гостей.
К слову, адаптивность позволяет масштабировать бизнес. За счет отлаженных технологических и операционных процессов можно быстро тиражировать успешные концепции в разных локациях, укрепляя тем самым свои позиции на рынке.

Апарт-отели - это сектор индустрии отельного бизнеса, который развивается не то чтобы быстро - стремительно! Неудивительно, ведь такой формат сочетает в себе комфорт, функциональность и максимально выгодные коммерческие характеристики. Все это по душе как владельцам отельного бизнеса, так и туристам. Будет ли расти число апарт-отелей на российском рынке? Однозначно да - в этом уверены даже эксперты!
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание