Миссия NASA по уничтожению астероидов может вызвать искусственный метеоритный дождь

Специалисты NASA анализируют компьютерную модель, построенную в рамках подготовки к первой миссии по изменению траектории движения потенциально опасных для нашей планеты астероидов. Данные моделирования показывают, что одним из результатов воздействия на астероид может стать появление нового метеорного потока – первого, созданного человеком.

На прицеле – космическая скала

Миссия DART («Тест по перенаправлению двойного астероида», Double Asteroid Redirection Test) предназначена для проверки возможности изменения астероидной орбиты путем управляемого столкновения космического тела со специальным зондом. Предполагается, что такое воздействие станет в будущем одним из методов защиты нашей планеты от угрозы падения крупных астероидов.

В качестве цели для тестового столкновения разработчики проекта DART выбрали двойной околоземный астероид Дидим. Он образован парой из основного тела, имеющего диаметр около 800 метров, и небольшого спутника размерами приблизительно 150 метров, которые связаны взаимным притяжением и быстро обращаются вокруг общего центра масс.

500-килограммовый зонд DART, запуск которого намечен на июнь следующего года, должен прийти в столкновение с меньшим компонентом пары – спутником астероида – на скорости около 22 тысяч километров в час. Удар зонда приведет к изменению скорости спутника всего на несколько миллиметров в секунду, но этого будет достаточно для того, чтобы изменились параметры движения обоих тел, составляющих астероид.

Новый метеорный рой

Согласно расчетам, при попадании зонда на спутнике, получившем неофициальное наименование «Дидилуна» (Didymoon), образуется кратер диаметром около девяти метров. При этом в космос может быть выброшено, по разным оценкам, от десяти до ста тонн пыли и обломков приблизительно сантиметрового размера. Большая часть обломочного материала продолжит движение по орбите Дидима, но некоторое количество их на высокой скорости покинет астероид и образует самостоятельный метеорный рой.

Столкновение планируется произвести в конце сентября 2022 года, когда Дидим будет находиться примерно в одиннадцати миллионах километров от Земли. Модели показывают, что рой обломков, скорость которого будет зависеть от угла попадания зонда в спутник и от структуры поверхности Дидилуны, достигнет нашей планеты спустя 15–30 суток. Что же произойдет дальше?

Что принесут искусственные метеорные потоки

Врезавшись в земную атмосферу, фрагменты Дидилуны сгорят в ее верхних слоях, породив рукотворный метеорный дождь. Специалисты подчеркивают, что Земля встретится не с метеоритами, которые могли бы достичь ее поверхности, а с роем мелких тел – метеоров массой всего несколько граммов. Об этом рассказал канадский астроном Пол Вигерт из Университета Западного Онтарио в статье, опубликованной в издании The Planetary Science Journal.

Метеорные тела не угрожают падением на Землю, но могут представлять опасность для искусственных спутников. Вероятность попадания этих камешков в какой-либо аппарат невелика, но отмахнуться от этой проблемы нельзя, предупреждает Вигерт. Некоторые приборы, например, зеркала на будущем космическом телескопе им. Джеймса Вебба, могут оказаться весьма уязвимыми перед метеорными роями.

Искусственно вызванные метеорные потоки напоминают о проблеме космического мусора, отмечает Вигерт и резюмирует: «Человечество достигло такой ступени, когда мы должны со всей ответственностью подходить к оценке последствий своей активности в космосе».

Поэтому итоги будущей миссии DART важны не только как стадия разработки мер по защите Земли от опасных астероидов. Изучение результатов этого проекта должно стать одной из основ для поиска способов предотвращения рисков, связанных с космической деятельностью человечества.

А что вы думаете о необходимости защиты от потенциально опасных астероидов?