О том, что нужно беречь свои персональные данные и не делиться ими с кем попало, знают все. Но мошенникам все равно удается не только регулярно добывать эту личную информацию о тысячах самых разных людей, но и успешно использовать ее в своих корыстных целях. Проблема заключается в том, что большинство людей просто не понимают, как именно злоумышленники могут воспользоваться их данными. Возможно, зная, куда и как может уйти информация, а главное - какие последствия это повлечет для их неосторожного владельца, люди будут гораздо более ответственно относиться к сохранности своих данных.
Для оформления микрозайма в Интернете достаточно паспортных данных

Существует очень много сайтов микрофинансовых организаций, которым достаточно основных данных паспорта даже без фото, чтобы оформить заем - особенно если это не очень большая сумма. Обычно злоумышленники берут микрозаймы небольшие, но в большом количестве - в итоге у них на руках крупная сумма, а обладателю данных не только придется всю ее отдавать, но еще и сперва выяснить все места, где были осуществлены займы на его имя.
Более профессиональные мошенники могут заморочиться и сделать фальшивый паспорт со своим фото и вашими данными. С таким документом они могут получить не только большую сумму в крупной МФО, сделав фото с разворотом, но еще и получить настоящий кредит в некоторых банках.

Если вы не уверены, что ваши данные никак не могли оказаться в руках злоумышленников, лучше раз в полгода проверять свою кредитную историю в соответствующей организации. Она так и называется - Бюро кредитных историй, сокращенно БКИ. Если внезапно во время проверки вы обнаружите, что должны банку или МФО деньги, которых и в глаза не видели, обязательно сразу же направьте претензию туда, где на вас висит долг, затем обратитесь в полицию и напишите заявление о мошенничестве, совершенном в отношении вас. Бывает, что в таких случаях и банки, и МФО идут навстречу и списывают долг, если же они не захотят и не поверят, придется обращаться в суд и уже там признавать кредитный договор или договор займа недействительным.
С паспортными данными могут сфабриковать поддельную квитанцию для оплаты штрафа

Поддельные штрафы якобы от ГИБДД за нарушение каких-то правил дорожного движения или от ФНС за неуплату налогов, а также от любых других госорганов, уполномоченных выписывать штрафы и присылать их по почте. Первое, что должно вас насторожить, если вы не уверены, может это быть ваш штраф или нет, - неуместное для официальных документов требование срочно погасить долг и угрозы обращения в суд. Достаточно зайти на портал "Госуслуги" и проверить наличие каких-либо штрафов на свое имя. Если никаких штрафов не окажется - просто выбрасывайте квитанцию и старайтесь впредь бережнее относиться к своим паспортным данным.
Для оформления сим-карты может быть достаточно ксерокопии или скана паспорта

Многие могут усмехнуться - мол, и что тут такого? А то, что сим-карта, оформленная на чужое имя, скорее всего, будет использоваться для телефонных афер. Кстати, даже если вы никому не давали ксерокопировать или сканировать паспорт, мошенники легко могут создавать такие фальшивые копии - им достаточно данных, записанных как угодно и где угодно.
Если вы каким-то образом узнаете, что кому-то поступают мошеннические звонки или смс-сообщения, а номер оформлен на вас, в первую очередь напишите рукописное письмо в штаб-квартиру своего мобильного оператора - отправить его необходимо заказным письмом с уведомлением о вручении. Укажите, что вы не подписывали договор и не получали сим-карту, сразу же потребуйте копию договора, официально заверенную. Если оператор связи не пойдет вам навстречу и не закроет мошеннически оформленный номер, придется обращаться в полицию и суд, и там эта копия очень пригодится. При обращении в полицию ссылайтесь на статью Уголовного кодекса номер 159 (предполагаемый факт мошенничества). При обращении в суд - на статьи Гражданского кодекса номер 166 и 168.
Зная лишь имя и номер телефона, мошенники смогут позвонить вам от имени банка

Самый простой способ не дать себя обмануть - всегда, когда вам звонят из банка, просто кладите трубку и сразу же перезванивайте на официальный номер этого самого банка. Звонили вам или нет - эта информация обязательно будет зафиксирована.
Однако не все сразу могут привести мысли в порядок и противостоять мошенникам. И некоторые люди, впадая в панику из-за риска потерять деньги, сами не осознают, что передают в пользование злоумышленников все свои пароли и коды.
Если вы боитесь сразу бросить трубку, старайтесь внимательно слушать не только что говорит, но и как говорит звонящий человек. Чаще всего вы услышите, что все уже плохо, что деньги ваши уже почти украдены, что действовать надо очень быстро, буквально прямо сейчас. А действовать - это называть коды из смс, данные, которые обычно сами работники банков просят никому не сообщать, или вообще переводить деньги на неизвестные счета.
Не просите обратный звонок - мошенники хорошо научились подделывать номера, лучше всегда перезванивайте сами. Обращайте внимание на ошибки и неточности, например, сотрудники настоящих банков всегда произносят его название, тогда как аферисты будут говорить просто "банк" или "наш банк". Обращайте внимание на все вопросы - помните, настоящие сотрудники банка знают всю информацию о вас (такую как остаток денег на счете, например). Любые ваши коды сотрудники не знают и никогда не будут их спрашивать. Единственное исключение - кодовое слово, о нем могут спросить и настоящие сотрудники банка, но чаще это случается не тогда, когда звонят вам, а когда вы сами звоните и когда уже самим операторам банка нужно убедиться, что вы - это вы, а не злоумышленники, завладевшие вашими данными.
Или еще проще - отправить от имени банка смс-сообщение

Лучше никогда не очищать историю сообщений от банка - таким образом, получив сообщение от мошенника, вы сразу же заметите, что оно - одно-единственное, тогда как должна быть целая череда более старых сообщений. Если вы все-таки удаляете сообщения, внимательно читайте название отправителя - иногда мошенники меняют последовательность букв, незаметную на первый взгляд, например, вы подумаете, что получили сообщение от "Сбербанка", а на самом деле - от Сбребанка".
Если вы не уверены, что сообщение от банка, но оно беспокоит вас - просто позвоните по официальному номеру и задайте вопрос, присылали ли вам что-нибудь. И никогда не переходите по ссылкам из сомнительных сообщений!
А иногда мошенники звонят от имени Росфинмониторинга

Этот способ мошенничества не так распространен, но все же и на него попадаются многие люди. Злоумышленники звонят и объявляют, что, по закону о противодействии отмыванию незаконно полученных денег, они могут заблокировать ваш счет. Чтобы этого не произошло, вы должны заплатить им, и как можно скорее.
Услышав нечто подобное, просто сразу бросайте трубку, потому что представители службы Финмониторинга никогда сами никому не звонят. Они блокируют счета посредством банков, в которых эти счета были оформлены.
Ответственность за защиту персональных данных лежит не только на тех, кому они принадлежат

На эту тему был проведен
Милош Вагнер рассказал о новых требованиях к обработке личной информации граждан. Так, зам. руководителя Роскомнадзора напомнил, что изменения коснулись не только самого закона о защите данных, но и других норм, связанных с этой отраслью:
В прошлом году в законе "О персональных данных" появились положения, которые ограничивают сбор персональных данных, если они не являются необходимыми для исполнения договора. Введена добровольная сдача биометрических данных. Такие же ограничения установлены и законом о защите прав потребителей, введена административная ответственность за нарушение этих норм.
Клиент был прав
В свою очередь, Олег Прусаков, начальник управления Роскомнадзора по защите прав потребителей, привел конкретные случаи, когда у граждан пытались запросить сведения, являющиеся избыточными для удовлетворения конкретных целей. Например, представители одного крупного оператора связи, потребовали у своего потенциального клиента паспорт и собирались сделать его копии. Гражданин отказался, будучи уверенным, что для заключения конкретного интересующего его договора не могут понадобиться ни сами паспортные данные, ни тем более их ксерокопирование. Из-за этого договор с ним заключен не был, и гражданин обратился за помощью в Роскомнадзор.

Управление провело проверку, по итогу которой было выявлено нарушение обязательных требований по четвертому пункту шестнадцатой статьи закона "О защите прав потребителей". Пока оператору связи было объявлено предупреждение о недопустимости подобных нарушений. К сожалению, случай лишь подтвердил неприятную статистику, когда представители услуг гораздо больше заинтересованы в том, чтобы заполучить персональные данные своих клиентов, а не в том, чтобы заключить с ними договор.
Татьяна Коваленко, начальник правового отдела защиты персональных данных, напомнила всем недобросовестным операторам, что отказ от предоставления биометрических данных не является поводом отказа в обслуживании или предоставлении какой либо услуги (кроме случаев, когда эти данные обязательны в соответствии с законом).
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание