Береги персональные данные смолоду: что конкретно могут сделать мошенники, зная личную информацию о человеке

О том, что нужно беречь свои персональные данные и не делиться ими с кем попало, знают все. Но мошенникам все равно удается не только регулярно добывать эту личную информацию о тысячах самых разных людей, но и успешно использовать ее в своих корыстных целях. Проблема заключается в том, что большинство людей просто не понимают, как именно злоумышленники могут воспользоваться их данными. Возможно, зная, куда и как может уйти информация, а главное - какие последствия это повлечет для их неосторожного владельца, люди будут гораздо более ответственно относиться к сохранности своих данных.

Для оформления микрозайма в Интернете достаточно паспортных данных

Существует очень много сайтов микрофинансовых организаций, которым достаточно основных данных паспорта даже без фото, чтобы оформить заем - особенно если это не очень большая сумма. Обычно злоумышленники берут микрозаймы небольшие, но в большом количестве - в итоге у них на руках крупная сумма, а обладателю данных не только придется всю ее отдавать, но еще и сперва выяснить все места, где были осуществлены займы на его имя.

Более профессиональные мошенники могут заморочиться и сделать фальшивый паспорт со своим фото и вашими данными. С таким документом они могут получить не только большую сумму в крупной МФО, сделав фото с разворотом, но еще и получить настоящий кредит в некоторых банках.

Если вы не уверены, что ваши данные никак не могли оказаться в руках злоумышленников, лучше раз в полгода проверять свою кредитную историю в соответствующей организации. Она так и называется - Бюро кредитных историй, сокращенно БКИ. Если внезапно во время проверки вы обнаружите, что должны банку или МФО деньги, которых и в глаза не видели, обязательно сразу же направьте претензию туда, где на вас висит долг, затем обратитесь в полицию и напишите заявление о мошенничестве, совершенном в отношении вас. Бывает, что в таких случаях и банки, и МФО идут навстречу и списывают долг, если же они не захотят и не поверят, придется обращаться в суд и уже там признавать кредитный договор или договор займа недействительным.

С паспортными данными могут сфабриковать поддельную квитанцию для оплаты штрафа

Поддельные штрафы якобы от ГИБДД за нарушение каких-то правил дорожного движения или от ФНС за неуплату налогов, а также от любых других госорганов, уполномоченных выписывать штрафы и присылать их по почте. Первое, что должно вас насторожить, если вы не уверены, может это быть ваш штраф или нет, - неуместное для официальных документов требование срочно погасить долг и угрозы обращения в суд. Достаточно зайти на портал "Госуслуги" и проверить наличие каких-либо штрафов на свое имя. Если никаких штрафов не окажется - просто выбрасывайте квитанцию и старайтесь впредь бережнее относиться к своим паспортным данным.

Для оформления сим-карты может быть достаточно ксерокопии или скана паспорта

Многие могут усмехнуться - мол, и что тут такого? А то, что сим-карта, оформленная на чужое имя, скорее всего, будет использоваться для телефонных афер. Кстати, даже если вы никому не давали ксерокопировать или сканировать паспорт, мошенники легко могут создавать такие фальшивые копии - им достаточно данных, записанных как угодно и где угодно.

Если вы каким-то образом узнаете, что кому-то поступают мошеннические звонки или смс-сообщения, а номер оформлен на вас, в первую очередь напишите рукописное письмо в штаб-квартиру своего мобильного оператора - отправить его необходимо заказным письмом с уведомлением о вручении. Укажите, что вы не подписывали договор и не получали сим-карту, сразу же потребуйте копию договора, официально заверенную. Если оператор связи не пойдет вам навстречу и не закроет мошеннически оформленный номер, придется обращаться в полицию и суд, и там эта копия очень пригодится. При обращении в полицию ссылайтесь на статью Уголовного кодекса номер 159 (предполагаемый факт мошенничества). При обращении в суд - на статьи Гражданского кодекса номер 166 и 168.

Зная лишь имя и номер телефона, мошенники смогут позвонить вам от имени банка

Самый простой способ не дать себя обмануть - всегда, когда вам звонят из банка, просто кладите трубку и сразу же перезванивайте на официальный номер этого самого банка. Звонили вам или нет - эта информация обязательно будет зафиксирована.

Однако не все сразу могут привести мысли в порядок и противостоять мошенникам. И некоторые люди, впадая в панику из-за риска потерять деньги, сами не осознают, что передают в пользование злоумышленников все свои пароли и коды.

Если вы боитесь сразу бросить трубку, старайтесь внимательно слушать не только что говорит, но и как говорит звонящий человек. Чаще всего вы услышите, что все уже плохо, что деньги ваши уже почти украдены, что действовать надо очень быстро, буквально прямо сейчас. А действовать - это называть коды из смс, данные, которые обычно сами работники банков просят никому не сообщать, или вообще переводить деньги на неизвестные счета.

Не просите обратный звонок - мошенники хорошо научились подделывать номера, лучше всегда перезванивайте сами. Обращайте внимание на ошибки и неточности, например, сотрудники настоящих банков всегда произносят его название, тогда как аферисты будут говорить просто "банк" или "наш банк". Обращайте внимание на все вопросы - помните, настоящие сотрудники банка знают всю информацию о вас (такую как остаток денег на счете, например). Любые ваши коды сотрудники не знают и никогда не будут их спрашивать. Единственное исключение - кодовое слово, о нем могут спросить и настоящие сотрудники банка, но чаще это случается не тогда, когда звонят вам, а когда вы сами звоните и когда уже самим операторам банка нужно убедиться, что вы - это вы, а не злоумышленники, завладевшие вашими данными.

Или еще проще - отправить от имени банка смс-сообщение

Лучше никогда не очищать историю сообщений от банка - таким образом, получив сообщение от мошенника, вы сразу же заметите, что оно - одно-единственное, тогда как должна быть целая череда более старых сообщений. Если вы все-таки удаляете сообщения, внимательно читайте название отправителя - иногда мошенники меняют последовательность букв, незаметную на первый взгляд, например, вы подумаете, что получили сообщение от "Сбербанка", а на самом деле - от Сбребанка".

Если вы не уверены, что сообщение от банка, но оно беспокоит вас - просто позвоните по официальному номеру и задайте вопрос, присылали ли вам что-нибудь. И никогда не переходите по ссылкам из сомнительных сообщений!

А иногда мошенники звонят от имени Росфинмониторинга

Этот способ мошенничества не так распространен, но все же и на него попадаются многие люди. Злоумышленники звонят и объявляют, что, по закону о противодействии отмыванию незаконно полученных денег, они могут заблокировать ваш счет. Чтобы этого не произошло, вы должны заплатить им, и как можно скорее.

Услышав нечто подобное, просто сразу бросайте трубку, потому что представители службы Финмониторинга никогда сами никому не звонят. Они блокируют счета посредством банков, в которых эти счета были оформлены.

Ответственность за защиту персональных данных лежит не только на тех, кому они принадлежат

На эту тему был проведен вебинар от Роскомнадзора, который посмотрели более 10 000 человек. Эксперты не только провели лекцию о незаконном сборе данных клиентов со стороны различных компаний, но и ответили на вопросы граждан, касающиеся этой темы.

Милош Вагнер рассказал о новых требованиях к обработке личной информации граждан. Так, зам. руководителя Роскомнадзора напомнил, что изменения коснулись не только самого закона о защите данных, но и других норм, связанных с этой отраслью:

В прошлом году в законе "О персональных данных" появились положения, которые ограничивают сбор персональных данных, если они не являются необходимыми для исполнения договора. Введена добровольная сдача биометрических данных. Такие же ограничения установлены и законом о защите прав потребителей, введена административная ответственность за нарушение этих норм.

Клиент был прав

В свою очередь, Олег Прусаков, начальник управления Роскомнадзора по защите прав потребителей, привел конкретные случаи, когда у граждан пытались запросить сведения, являющиеся избыточными для удовлетворения конкретных целей. Например, представители одного крупного оператора связи, потребовали у своего потенциального клиента паспорт и собирались сделать его копии. Гражданин отказался, будучи уверенным, что для заключения конкретного интересующего его договора не могут понадобиться ни сами паспортные данные, ни тем более их ксерокопирование. Из-за этого договор с ним заключен не был, и гражданин обратился за помощью в Роскомнадзор.

Управление провело проверку, по итогу которой было выявлено нарушение обязательных требований по четвертому пункту шестнадцатой статьи закона "О защите прав потребителей". Пока оператору связи было объявлено предупреждение о недопустимости подобных нарушений. К сожалению, случай лишь подтвердил неприятную статистику, когда представители услуг гораздо больше заинтересованы в том, чтобы заполучить персональные данные своих клиентов, а не в том, чтобы заключить с ними договор.

Татьяна Коваленко, начальник правового отдела защиты персональных данных, напомнила всем недобросовестным операторам, что отказ от предоставления биометрических данных не является поводом отказа в обслуживании или предоставлении какой либо услуги (кроме случаев, когда эти данные обязательны в соответствии с законом).

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Заботитесь ли вы о сохранности своих персональных данных?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.