Boeing и SpaceX борются за то, чтобы стать первой частной компанией, которая будет перевозить астронавтов в космос. Но без усовершенствования парашютов это невозможно

В Нью-Мексико произошел старт с испытательного стенда на ракетном полигоне Уайт-Сэндс небольшой капсулы. Ее скорость достигла более 600 миль в час всего за несколько секунд. Космический корабль принадлежит экипажу Boeing Starliner. Им будут перевозиться астронавты НАСА на Международную космическую станцию в следующем году. Позже SpaceX планирует провести тестирование капсулы экипажа Dragon.

Важная веха

Эти тесты призваны продемонстрировать способность капсул справляться с суборбитальной аварийной ситуацией. Если что-то серьезно пойдет не так, капсулы должны сбросить астронавтов в безопасное место. Эти испытания - важная веха, поскольку две компании борются за то, чтобы первыми переправить астронавтов НАСА в космос. Чтобы астронавт мог безопасно вернуться на Землю, нужны большие парашюты, которые гарантированно работают каждый раз. Это довольно непростая задача.

Не все парашюты были задействованы

На испытаниях звездолета были задействованы только два из трех парашютов капсулы. Технически капсула нуждается только в двух для безопасного приземления на Землю, поэтому испытание можно считать успешным. Однако техническая проблема все же существует. У SpaceX был инцидент в начале этого года, когда все его парашюты не смогли развернуться во время испытания на падение.

Фундаментальные проблемы

Каждая компания проходит через различный процесс сертификации, но парашюты в конечном счете сталкиваются с теми же самыми фундаментальными проблемами. Они должны выдерживать экстремальные силы. Эти нагрузки постоянно смещаются, поскольку парашют надувается, если он вообще надувается. Добавьте немного случайности от ветра, и у вас есть очень сложная инженерная проблема.

Испытание парашютов

Перед запуском на этой неделе Boeing успешно испытал свои парашюты, сбросив испытательный аппарат Starliner с воздушного шара пять раз. Как только капсула звездолета достигла своей максимальной высоты, она выпустила парашюты, которые затем вытащили гораздо большие главные парашюты. Козырьки главных желобов достаточно широки. Boeing говорит, что он все еще выясняет, почему третий парашют не открылся.

Парашюты, используемые в Boeing Starliner, являются уменьшенной версией устаревших парашютных конструкций, разработанных НАСА в рамках программы Constellation. После того как толчок к Луне был отменен, капсула Orion была переработана и оснащена новой парашютной системой. Из-за схожести конструкции парашютной системы Boeing и системы NASA компании пришлось провести меньше испытаний. Необходима была демонстрация безопасности системы по сравнению с SpaceX. Boeing сообщает, что все еще предстоит работа в рамках обеспечения безопасного возвращения астронавтов на Землю.

Укрепление областей

В частности, инженеров беспокоит "асимметричная нагрузка". Различными частями парашюта испытывается стресс, когда парашют надувается, а это означает, что важно укрепить те области, которые испытывают наибольшую силу. Но это добавляет вес системе, в результате пропускная способность капсулы ограничивается. Поэтому инженеры модулируют развертывание парашюта в различных условиях.

Проклятие космического полета

Учитывая непостижимую сложность запуска ракеты, можно было бы ожидать, что восстановление парашюта является наиболее простой частью всего процесса. Хотя современный парашют разрабатывался уже более 200 лет, он был проклятием человеческого космического полета почти с самого начала. Илон Маск упомянул о борьбе эпохи "Аполлона" за совершенствование парашюта в прошлом месяце во время встречи с администратором НАСА Джимом Бриденстайном.

“Это была одна из самых сложных моральных проблем, поэтому многие инженеры уволились из-за парашютов, - сказал Маск. - Парашюты выглядят легко, но они определенно не легки".

На сегодняшний день SpaceX разработала и протестировала три различных дизайна навеса, опираясь на специальные высокопрочные ткани и пользовательские модели сшивания, чтобы предотвратить измельчение навеса. Два парашюта помогли успешно довезти экипаж, и корабль Dragon вернулся из своей первой (беспилотной) орбитальной миссии в начале этого года. Но, как и Boeing, SpaceX также испытала некоторые трудности со своими парашютами.

Критический отказ

В апреле, вскоре после того, как капсула экипажа взорвалась, SpaceX испытала критический отказ во время испытания на падение своего парашюта Mark 2. Хотя один из четырех парашютов "Дракона" намеренно не был развернут, чтобы посмотреть, как капсула будет жить без одного из своих парашютов, ни один из трех других тоже не развернулся. Капсула совершила жесткую посадку в пустыне Невада, и SpaceX приступила к капитальному ремонту своих парашютных конструкций.

"Мы считаем, что парашюты Mark 2 безопасны, но парашюты Mark 3, возможно, в 10 раз безопаснее, - сказал Маск во время встречи с Бриденстайном. - Если бы вы сравнили запас прочности парашютов Mark 3 С, скажем, с Apollo, то это в два раза больше запаса прочности последнего. На мой взгляд, парашюты Mark 3 - это лучшие парашюты".

В воскресенье компания опубликовала видеомонтаж своих недавних испытаний парашюта Mark 3, которые включали падение большого веса с самолета над пустыней. Компания утверждает, что она успешно провела 13 последовательных испытаний на падение, но только один использовал несколько парашютов. В своем твите Маск сказал, что SpaceX должен выполнить еще девять успешных испытаний с несколькими парашютами, чтобы показать НАСА, что система Mark 3 готова к полету с экипажем.

Преодоление препятствий

И SpaceX, и Boeing должны преодолеть еще несколько серьезных препятствий, прежде чем они будут готовы запустить астронавтов NASA, в том числе тест на высоту для SpaceX и несвинченную демонстрационную миссию для Boeing. Предполагая, что эти испытания пройдут хорошо и парашюты развернутся, как и ожидалось, обе компании будут почти готовы нести астронавтов в космос и обратно.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как считаете, усовершенствование парашютов необходимо?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.