Пластиковые окна и стиральные машины: как живут сибирские староверы в наше время

Еще каких-то 30 лет назад поселок Бурный, что в Эвенкии, был глухоманью даже по сибирским меркам. В населенном пункте на 40 домов, в которых проживали около двух сотен жителей, не было ни электричества, ни телефонной связи. Староверы, поселившиеся здесь в 1933 г., спасаясь от коллективизации и раскулачивания, коротали вечера за керосиновой лампой, сами шили себе одежду, сами себя лечили, а при необходимости получить справку летали в село, находящееся за 300 км.

Образ жизни

Удивительно, что и сейчас, в век информации, староверы сохраняют традиции отцов и дедов. Посельчане благочестивы по-прежнему, не пьют, не курят, не сквернословят. Женщины, как в давние времена, покрывают голову платком в знак покорности мужу, не пользуются украшениями и косметикой. Семьи у местных, как в старину, большие: 6-8 детей — норма. Живут открыто, замками не пользуются, только двери подпирают, чтобы ветер не распахнул. Участкового в Бурном нет. Конфликты, если они случаются, разбирают и гасят общиной.

Внешний вид поселенцев и традиции одеваться мало изменились. На снимке слева — Филимон Ермолаевич и Прасковья Аксентьева Вершинина, справа — их дети Анастасия и Петр.

Как живут женщины

Поселенцы, как и прежде, стараются добыть, вырастить и приготовить еду своими руками, в магазине покупают только крупы, муку и сахар. Но если в магазин завозят что-нибудь экзотическое, например бананы и фрукты, разбирают быстро. Остались позади вечера при керосинке, дизель-генератор обеспечивает поселок электричеством, и местные женщины уже не хотят, как прежде, ходить на речку полоскать белье и топить печь каждый раз, когда нужно приготовить еду. В каждом доме — стиральная машина и электрическая плита. Мужчины-старообрядцы относятся к новшествам снисходительно, ворчат: «Совсем обленились», - и просят стряпать хлеб в русской печи хотя бы по праздникам, а белье иногда полоскать в реке, потому что она «святая».

Коммуникации

В когда-то забытом людьми поселке открыли отделение почты России. Здесь теперь можно получить социальные выплаты и заодно оплатить коммунальные услуги. Два года назад в Бурный пришла власть, организовали сельсовет. Вместе с властью в размеренную жизнь старообрядцев вошли и другие блага цивилизации: телефонная связь с Большой землей, телевидение и интернет. Старожилы пока держатся и от «бесовства» отказываются, но вот ребятишки уже идут в ногу со временем: в школе занятиях проходят на компьютерах, установлена интерактивная доска.

«Нарушители закона»

После распада СССР енисейские староверы смогли наладить контакты со своими единоверцами, живущими за границей. Из Латинской Америки сюда, привлеченные строгостью традиций сибиряков, приехали на постоянное место жительства около трех сотен старообрядцев. Полиция время от времени выявляет одного - двух иностранцев с просроченными визами и 2-3 детьми на руках. Одного такого «нарушителя границ» в прошлом году даже пытались депортировать на родину, в Латинскую Америку. История получила широкое освещение в СМИ, и решение суда было аннулировано.

Хозяйство

Как и прежде, старообрядцы сильны своей верой, уважением к семейственности, пониманием божественной сути восприятия всего происходящего и трудолюбием. В совершенно не подходящих для этого климатических условиях эти люди умудряются выращивать южные разносолы: не только огурцы и помидоры, но и арбузы. Что касается животноводства, то и здесь поселяне бьют все возможные рекорды: в апреле, когда северная зима еще не отступила, коровы дают по 10 литров молока в день.

Быт

Как видно по фотографиям, современными материалами сельчане не брезгуют Старые деревянные рамы заменили на пластиковые окна, на подоконниках — рассада в пластиковых контейнерах и стаканчиках, в домах — современные ремонты и мебель.

Как создают семьи

Женитьба для старообрядцев — дело непростое. Дело в том, что многие в Бурном приходятся друг другу родственниками, а здесь с этим строго: староверы степень родства проверяют до седьмого колена. Существует еще один запрет— вера не позволяет заключать брак с крестниками и даже с их родственниками. Приходится молодым людям в сопровождении старших членов семьи ездить по соседним старообрядческим деревням подыскивать невесту. Проблема осложняется тем, что в некоторых из соседних деревень вера относится к другой ветви старообрядчества, а значит, заключать браки опять же нельзя.

Впрочем, бывают исключения из правил. В Людмилу, дочь одного из старожилов, Филимона Вершинина, влюбился приехавший в Эвенкию по распределению комсомолец Николай Рубцов. Отец, естественно, согласия на брак не дал. Упрямый парень не сдался: каждые выходные преодолевал на моторной лодке 200 км, чтобы увидеть любимую, а потом перевелся работать в Бурный. Отец девушки оценил упорство парня и разрешил брак с условием, что Николай примет веру. Сейчас в семье Рубцовых восемь детей: четыре сына и четыре дочери.

Промысел

Местные мужчины кормят свои семьи добычей пушнины и рыболовством. Недалеко от поселка находится охотничья база с домом, сараем и баней. Таежные тропы тянутся на сотни километров. Раньше по ним пешком ходили, теперь ездят на снегоходах. Охотники уходят на промысел в октябре, а возвращаются в поселок только к Рождеству. Николай Филимонович Вершинин, охотник с 40-летним стажем и отец восьмерых детей, часто ходит по тайге без ружья. Он считает, что опытный охотник и медведь друг друга без слов поймут, ведь у каждого из них свои дела.

Школа и армия

В Бурном открыта только начальная школа, ребятишки после четырех лет обучения должны быть переведены в интернат. Современные веяния коснулись староверов, и теперь многие родители оформляют детей еще на два года в учебно-консультационный класс, что позволяет отсрочить отъезд. Главную науку детям староверов дает семья: девочки у матерей учатся вести хозяйство, мальчики ходят с отцами на охоту и рыбалку, осваивают уход за скотиной.

Особого упоминания заслуживает срочная служба. Как бы ни складывались отношения старообрядцев с властью, сейчас, как и в советские годы, никому в голову не приходит уклоняться от армии. По старообрядческим законам, мужчина обязан защищать Родину, и жениться может только после выполнения своего воинского долга. Такое же отношение у местных к выборам.

Информация к размышлению

Эти люди ушли в суровые необжитые места от общества, которое не было к ним благожелательным. Несмотря на устои и традиции, бережно хранимые местными, современный мир наступает на них со всех сторон. Дети, которым по необходимости пришлось побывать на Большой земле, возвращаются в поселок, научившись обращаться с гаджетами, женщины пользуются техникой, облегчающей быт, мужчины пересели на вездеходы. Кто знает, сколько еще продержится старый мир и каким вырастет следующее поколение старообрядцев. Поживем — увидим.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Что вы думаете, каким будет следующее поколение староверов? Смогут ли подрастающие дети в будущем отказаться от благ цивилизации и сохранить верность традициям?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.