"Медленный поезд через всю Сибирь — жаль, что меня в нем нет": британский путешественник Оливер Смит поделился впечатлениями о проездке по БАМу

Оливер Смит - британский путешественник. Один из немногих, кто был настолько заинтересован путешествием по дальним уголкам России, что отправился в путь на поезде по Байкало-Амурской магистрали. По его словам, эти заповедные места являются для России тем, чем был когда-то для американцев Дикий Запад. Своими впечатлениями он делится с читателями.

Вид из космоса

Если посмотреть на территорию России из космоса, то Сибирь будет казаться огромным черным пластом земель, куда не ступала нога человека и нет признаков цивилизации. Но если масштаб карты увеличить, то сразу будут видны небольшие пятна огней, которые выстроились в ровную цепочку. Огни - это небольшие города, а по цепочке они расположены потому, что расположились вдоль железной дороги, единственной, которая связывает их с крупными городами, - Байкало-Амурской магистрали, известной сокращенно как БАМ.

О железной дороге

По большей части БАМ состоит из одноколейной дороги, которая проходит порой по самым отдаленным точкам не только страны, но даже мира. Поезда движутся по дороге со средней скоростью в 40 км/ч и покрывают примерно 4,3 тысячи километров. Именно такова протяженность БАМа от точки, где она ответвляется от Транссибирской магистрали. Кстати, магистраль проходит совсем недалеко, почти параллельно, однако Транссиб, однажды получивший большую долю славы и популярности, продолжает быть таковым. А БАМ, увы, находится в тени его славы. Совсем незаслуженно. Путешественники, да и прочие исследователи, называют эту железную дорогу старой и изношенной. Ее изгибы прокладывают настолько сложный путь, что движение представляется очень долгим. Маршрут подходит тем, кто готов забраться в уютное купе и на протяжении многих дней вести дневник путешествий, глядя в окно и созерцая невероятную красоту девственной природы.

Как возникло желание

Обратитесь к вашей фантазии и попробуйте мысленно перенести рельсы далеко на запад. А теперь смотрите: этой дорогой можно было бы проехать от Лондона, через Париж, Милан и Стамбул добраться до Иерусалима. Но к счастью или нет, БАМ находится в сибирской тайге и на ее протяжении встречаются лишь небольшие населенные пункты, которые географы иногда даже на физической карте не отмечают. Если вы решились на такую поездку, то вы выбрали путешествие ради путешествия.

Сам Оливер решил отправиться в него сразу же, как только прочитал о существовании магистрали. Информация была представлена очень скупо, всего несколько параграфов в путеводителе по России. Но этого было достаточно, чтобы понять, что эта поездка - вызов выносливости и любви к путешествиям, приглашение, чтобы испытать полную гамму ощущений. Именно так все и произошло. Может быть, поэтому Оливер помнит это путешествие в мельчайших подробностях до сих пор.

Современные реалии

За окном - локдаун. Где-то ограничений больше, где-то меньше. Но они есть. И в это тяжелое время, когда нет совершенно никакой возможности отправиться туда, куда хочешь, с особенной любовью и теплотой вспоминается поездка по БАМу. Куда-нибудь. Неважно куда, лишь бы вперед. Постоянно отступающий вперед горизонт похож на хорошее лекарство от клаустрофобии, которую многие начинают приобретать в легкой форме в режиме самоизоляции. Представьте, что вы сидите в купе поезда, который двигается с постоянной скоростью в 40 км/ч, и наблюдаете перед собой огромные пространства. Вы будто попали в страну великанов. Похоже на место, где обитают мечты.

Суть строительства

Однажды Леонид Брежнев назвал БАМ "героическим проектом века", ведь стройка началась в 70-х годах прошлого века. Строительство такой протяженной железной дороги несло в себе большое количество перспектив. В первую очередь, это, конечно, удобный путь, который открывает ворота к сибирским богатствам: богатейшим месторождениям нефти, золота, меди, древесине. По замыслу советского руководства эти места должны были стать колыбелью крупных мегаполисов. А сама железная дорога стала бы отличной защитой в случае вторжения китайцев, которого в те годы многие опасались. Кроме того, железная дорога должна была стать связующим звеном в торговле между регионами, как некогда в древности Великий шелковый путь.

К сожалению (и сейчас историки это признают), проект оказался непосильным. Осваивание территорий из теплого кабинета в Москве казалось простым и легким. Советский человек горы свернет на энтузиазме. На деле все оказалось игрой высокомерия. Люди и техника исчезали под оползнями, вечную мерзлоту не выдерживала даже техника. Сейсмические толчки, дезертирство, плохо изученные территории... Был случай, когда строители прорубили отверстие к подземному озеру вместо тоннеля. Люди гибли. Люди не выдерживали. И вместо мечты о мегаполисах оставались лишь бедные поселения.

Посла развала СССР

Первый поезд пошел по новой железной дороге по иронии судьбы в 1991 году. Именно в тот год, когда рухнула та идеология, которую проект должен был прославлять. После того как великая держава рухнула, местные жители очень переживали, что останутся за бортом, что о них забудут.

На самом деле так оно и есть: БАМ - особое место, где загадочно переплетаются остатки советского прошлого и современность. Когда Оливер находился в поезде в своем путешествии, на одном из перегонов все пассажиры поезда в один момент устремились на правую сторону. Оказалось, что поезд в тот момент проезжал по Братской плотине, общая площадь которой составляет почти 5,5 тысячи километров. Это резервуар с водой, и давным-давно он был самым большим в мире. Вода использовалась гидроэлектростанцией, которую строили для обеспечения электричеством предполагаемых мегаполисов.

Общие впечатления

Пандемия по-прежнему бушует во всех уголках мира. А поезда продолжают ходить по Байкало-Амурской магистрали и для многих являются единственным способом куда-то выбраться и вернуться назад. В целом БАМ можно сравнить с рекой Нил для Египта. По нему осуществляются перевозки, гражданские и торговые, курсируют передвижные больницы, чтобы оказывать необходимую медицинскую помощь в этих глухих местах. БАМ - жизненно важный путь. Будучи уже дома, в Лондоне, Оливер Смит часто вспоминал свое путешествие и сравнивал его со своей тихой жизнью в Лондоне. Даже немного скучал по храпящим в вагоне пассажирам, когда открывал дома окно и вслушивался в тишину ночного Лондона.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы бы хотели отправиться в такое путешествие?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.