Лебеди вернулись в венецианские каналы. Дельфины тоже. А слоны в Китае напилась кукурузного вина и уснули в чайном саду: как фейки о диких животных, процветающих в карантинных городах, дают ложную надежду... и вирусную славу

Среди непрекращающегося в социальных сетях потока новостей о количестве случаев COVID-19, карантинах и нехватке медикаментов появились и радостные истории, скрашивающие всеобщий негатив: лебеди вернулись в пустынные венецианские каналы. За ними - дельфины. А группа слонов прогуливалась по деревне в Юньнани в Китае, они напились кукурузного вина и потеряли сознание на чайной плантации.

Эти сообщения о триумфах дикой природы в странах, сильно пострадавших от коронавируса, получили сотни тысяч репостов. Они стали невероятно популярными в Instagram и Tik Tok, попадают в заголовки новостей, а люди радуются тому, как природа и животные возвращают свои права.

Но в действительности все это не по-настоящему.

Ненастоящие новости

Во многих вирусных постах регулярно можно прочитать о том, как лебеди появились в венецианских каналах вследствие отсутствия там туристов и улучшения локальной экологии. Однако на самом деле эти птицы появляются в каналах Бурано, небольшого острова, расположенного в нескольких километрах от центра Венеции, где в действительности были сделаны эти фотографии. «Венецианские» дельфины на самом деле были сняты в порту на Сардинии, в Средиземном море, за сотни километров от Венеции.

К сожалению, никому не удалось выяснить, откуда взялись фотографии пьяных слонов, но в новостном сообщении, которое было получено из Китая, были развенчаны эти вирусные посты: хотя слоны недавно проходили через деревню в провинции Юньнань в Китае, их присутствие там не является нормой. А те животные, которые изображены на этих вирусных фотографиях не пили ничего алкогольного и не теряли сознание на чайной плантации.

Подпись под этими фотографиями гласила, пока люди были на карантине, группа из 14 слонов ворвалась в деревню в поисках кукурузы и другой пищи. В итоге они выпили 30 литров кукурузного вина и настолько напились, что уснули в соседнем чайном саду. Но это историю успешно разоблачили.

Под влиянием эмоций

Это явление подчеркивает, как быстро могут распространяться во времена кризиса сногсшибательные слухи, которые слишком хороши, чтобы быть правдой. Люди стремятся делиться постами, которые вызывают у них много эмоций. Однако такое явление можно считать нормальным. Когда люди чувствуют стресс, радостные кадры с животными могут намного улучшить состояние и поднять настроение. Исследования 2016 года показывают, что распространение социальных явлений настолько сильно, что оно может следовать тем же моделям, которые прослеживаются при распространении эпидемий.

Когда неправда становится вирусной

Спорный твит Кавери Ганапати Ахуджи о лебедях, которые «вернулись» в каналы Венеции, получил миллион лайков. «Вот неожиданный побочный эффект пандемии, - гласит ее твит. - Вода, протекающая по каналам Венеции, впервые становится чистой. В ней можно увидеть рыбу и вернувшихся лебедей».

В вирусном твите утверждалось, что лебеди вернулись в каналы Венеции. На самом деле, лебеди уже давно посещают каналы Бурано, острова в столичном регионе Большой Венеции.

Ахаджа, которая живет в Нью-Дели в Индии, говорит, что она увидела несколько фотографий в социальных сетях и решила собрать их вместе в «Твиттере», не подозревая, что лебеди уже были постоянными посетителями острова Бурано до того, как коронавирус распространился по всей Италии.

Ложь остается на месте

«В "Твиттере" я поделилась с подписчиками тем, что доставляло мне радость в эти мрачные времена», - говорит она. Она даже представить себе не могла, что это сообщение станет вирусным или причинит какой-либо вред. «Хотелось бы, чтобы для таких моментов в "Твиттере" была опция редактирования», - поделилась своим мнением на эту проблему Ахаджа.

Тем не менее, она не удалила твит и не планирует это делать, утверждая, что это по-прежнему актуально, потому что воды в Венеции действительно стали чище, чем обычно - в результате снижения активности лодок - и это важно, считает она. Она написала в «Твиттере» о «беспрецедентном» количестве лайков и ретвитов, которые она получила в социальных сетях. «Для меня это личная запись, и я не хотела бы ее удалять», - поделилась девушка.

Это оригинальное фото Даниты Делимонт, на котором изображены лебеди, которые посещают каналы Бурано.

Тяга к славе

Пауло Ордовеза - веб-разработчик и эксперт по проверке изображений, который ведет в «Твиттере» учетную запись @picpedant, где он опровергает фальшивые вирусные посты и разоблачает фейки. Он воочию видит «алчность к виральности», которая может побуждать к распространению дезинформации. Это «передозировка эйфории, которая возникает из-за того, что число лайков и ретвитов возрастает до тысяч», - говорит он.

Все дело в психологии

Получение большого количества лайков и комментариев «дает нам немедленное социальное вознаграждение», - говорит Эрин Фогель , социальный психолог и аспирант из Стэнфордского университета. Другими словами, они заставляют нас чувствовать себя хорошо». Исследования показали, что публикация в социальных сетях временно повышает самооценку.

Необходимость искать вещи, которые заставляют нас чувствовать себя хорошо, в настоящее время может усугубляться, так как люди пытаются справиться с пандемией, коллапсом экономики и внезапной изоляцией. «Во времена, когда мы все действительно одиноки, становится так заманчиво сохранять приятные чувства, особенно если мы публикуем что-то, что дает людям большую надежду», - считает Фогель. Идея о том, что животные и природа могут действительно процветать во время этого кризиса из-за вируса, по ее мнению, может помочь нам обрести чувство смысла и цели, и то, что мы смогли пережить эти неприятности.

Новая порция фальшивок

Это было одной из основных тем многих вирусных твитов. «Природа просто нажала на кнопку перезагрузки», - гласит твит, в котором указано, что дельфины якобы плавают в венецианских каналах.

Несмотря на сообщения в социальных сетях, которые используют для подтверждения этого факта, дельфины не плавают в каналах Венеции. Это видео было снято в Сардинии. «Я думаю, что люди действительно хотят верить в силу восстановления природы, - говорит Сьюзен Клейтон, профессор психологии и экологических исследований в Колледже Вустера в Огайо, США. - Люди надеются, что независимо от того, что мы сделали, природа достаточно сильна, чтобы ожить и восстановиться».

Вред от фейков

По данным нового исследования, проведенного Pew Research Center, около половины американцев сообщили, что они часто читали фиктивные новости или ложную информацию, связанную с коронавирусом. Хотя поддельная счастливая история о дельфинах, якобы вернувшихся в каналы Венеции, возможно, не представляет большую проблему, условно говоря, все же распространение ложной надежды во время кризиса может нанести вред.

Эти фальшивые истории о хорошем самочувствии, как считает Фогель, могут сделать людей еще более недоверчивыми в то время, когда все уже чувствуют себя уязвимыми перед лицом опасности. Появление фальшивых хороших новостей может стать даже более деморализующим, чем полное отсутствие каких-либо новостей.

Социальные сети сейчас представляют своего рода островки надежды, и, скорее всего, они сыграют ключевую роль в поддержании настроения в предстоящие недели и месяцы, поскольку очень много людей находится в своих домах на карантине и общаются друг с другом только посредством компьютеров и телефонов. «Я бы посоветовала людям делиться позитивными вещами, - говорит Фогель. - Но это не должно быть что-то драматическое. Это просто должно быть правдой».

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вам приходилось сталкиваться с фейковыми новостями, связанными с коронавирусом?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 6
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.