Студенты-экстраверты и начинающие водители больше подвергаются риску в повседневной жизни, чем другие люди

Человеческая жизнь полна опасных ситуаций, умение справиться с которыми во многом зависит не только от человеческого сознания, но также и от биологических факторов: возраста, пола, темперамента, образа жизни, привычек. Докторская диссертация Кади Лухт-Каллас, исследовательницы в области образования из Тартусского университета (Эстония), предлагает способ справляться с рисками в повседневной жизни.

Риски в повседневной жизни

«Мы рискуем в повседневной жизни, хотим мы этого или нет, - говорит Кади Лухт-Каллас. - Например, когда мы идем в школу или утром на работу, мы являемся частью транспортного потока и нам приходится принимать большое количество решений о том, нужно ли, когда и как переходить дорогу».

Ученый понимает принятие риска как ситуацию, в которой человек может как добиться успеха, так и потерпеть неудачу. Однако в рискованной ситуации неизвестно, какова вероятность того или иного окончательного решения и каков может быть ущерб.

В своей работе Лухт-Каллас рассматривала рискованное поведение в транспортном потоке, например, превышение скорости и неиспользование средств собственной безопасности. Она также искала причины, по которым люди попадают в пожары и аварии.

Незнание может быть опасным

Кади Лухт-Каллас сначала протестировала программу примерно на 700 шестиклассниках и повторила измерения почти на 500 учениках в возрасте 15-18 лет. В-третьих, она протестировала учеников автошкол - 1441 ученика. Результаты этого исследования показали, что студенты идут на риск, связанный с разными аспектами темперамента.

«Учащиеся с более низким уровнем преднамеренного контроля и более активным поведением экстравертов ведут себя более рискованно», - отмечает она. По ее словам, перед родителями этих детей и школой стоит задача предоставить детям возможность жить в безопасной среде.

По словам Лухт-Каллас, важно замечать, что происходит в опасной ситуации, и уметь контролировать свое поведение. Однако для этого человек должен знать о различных опасностях и мерах защиты. Таким образом, опрос школьников показал, что школьники, которые меньше знают о пожарной, водной и дорожной безопасности, ведут себя более рискованно.

У детей в возрасте 15-18 лет она также изучала связь между склонностью к риску и личностными качествами. Оказалось, что более подвержены риску менее общительные и открытые студенты. По словам Лухт-Каллас, исследователи заметили аналогичную тенденцию среди начинающих водителей. «Начинающие водители предполагают, что все остальные участники дорожного движения такие же, как они, - они ведут себя так же, как и они, и считают ситуацию такой же», - поясняет она.

Долгожданная свобода принятия решений приносит импульсивность

В своей работе Кади Лухт-Каллас также обнаружила, что рискованное поведение связано с такой чертой личности, как импульсивность. Она оценивала адаптивную импульсивность, то есть стиль быстрого принятия решений, и дезадаптивную импульсивность, то есть легкомыслие и неудержимость. Исследование показало, что оба аспекта импульсивности сильно связаны с принятием рисковых решений в дорожном движении.

«Результат также подтверждается предыдущими исследованиями, которые показывают, что у гонщиков быстрый стиль принятия решений и желание развлечься. С другой стороны, у пьяных водителей есть проблемы с легкомыслием и неудержимостью», - говорит она.

Согласно Лухт-Каллас, повышенный аппетит к риску, в том числе импульсивность, был связан с серотониновой и дофаминовой системами мозга. «В зависимости от окружающей нас среды, фазы индивидуального развития и чувства безопасности, эти биологические факторы у одних людей более выражены, чем у других», - отмечает она.

Как предотвратить риски?

Поскольку школьники проводят большую часть своего времени в школе, Кади Лухт-Каллас считает школу местом, где можно научиться контролировать рискованное поведение детей. В первую очередь, по ее мнению, со школьниками стоило бы разбирать различные опасные ситуации из повседневной жизни. Вместе с детьми стоит посмотреть описания уже произошедших несчастных случаев и проанализировать, какие решения пришлось принять людям, попавшим в аварию.

В то же время исследователь считает важным, чтобы дети научились распознавать похожие ситуации в своей собственной жизни и узнали способы избежать опасности. «Мы все разные, и в процессе обучения мы должны понимать, что наша способность замечать опасность, обращать внимание на различные аспекты ситуации и навыки принятия решений, данные природой, различны», - объясняет она.

Таким образом, каждому ребенку необходимы индивидуальные решения, что, по словам Лухт-Каллас, в современных моделях профилактики называется расширением прав и возможностей. В процессе наделения полномочиями у человека возникает желание разрешать ситуации способами, которые возможны и подходят для него или для нее. Хотя невозможно предсказать все риски в жизни, по словам исследователя, каждый сможет проанализировать свои обычные решения и рискованное поведение.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Что думаете по данному поводу?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.